Венская группа это неформальное объединение австрийских поэтов и писателей, существовавшее в Вене в 1952-64. В него входили Ф. Ахляйтнер, Х.К.Аргманн (до 1957), К.Байер, Г.Рюм и О.Винер, вышедшие из основанного в 1946 «артклуба» П.фон Гютерсло. Под влиянием дискуссий о языке барокко и сюрреализме, в которых участвовали Г.Стайн, А.Штрамм, Л.Витгенштейн, они разработали авангардистскую, сознательно «провокационную» концепцию литературы, объявив своей целью непрестанное изобретение новых художественных форм и создание единого «фронта» против косности литературного истеблишмента с целью предотвращения опасности «привыкания к слову». Их произведения-артефакты «конкретной», аудиовизуальной поэзии, текстуальные монтажи, стихи на жаргонах маргинальных социальных групп и диалектах, теле и радиосценарии, песни, сценки — публиковались в авангардистских журналах и альманахах и исполнялись в артистических кабаре, порой превращаясь в хэппенинг.
Общими для их творчества были антибуржуазно-анархистские настроения, «погребальные» мотивы «черного юмора» с его шутовской издевкой над всем «святым» и «вечным», экспериментирование, широкое использование метода монтажа. «Венская группа» — типичное явление рубежа 1950-60х, эпохи воцарения в литературе Запада (особенно ФРГ и Австрии) неоавангардизма, часто напрямую связанного с «левым» бунтарством, когда литература становилась иллюстрацией теоретических тезисов, целостность художественных произведений противопоставлялась «тексту», принципиально фрагментарному, демонстративно отказывающемуся от анализа и обобщений. «Иконоборчество» неоавангардистов «Венская группа» отражало стремление «прорваться» — от догмы к жизни, от буквы — к духу.
Словосочетание Венская группа произошло от немецкого Wiener Gruppe.