Веймарский классицизм это связанное с именами И.В.Гёте и Ф.Шиллера направление в немецкой литературе и культуре, начало которого определяется поездкой Гёте в Италию (1786-88) и переездом Шиллера в Веймар, а периодом расцвета является совместная работа Гёте, жившего в Веймаре, и Шиллера — с 1794 до смерти последнего в 1805.Гёте и Шиллер выработали новую эстетическую программу, завершившую историю немецкого Просвещения и оказавшую большое воздействие на всю немецкую литературу. В основе их идей — мысль о том, что задача искусства — утверждением положительных, гуманистических идеалов красоты и гармонии содействовать духовному подъему и пробуждению национального самосознания. Эти идеалы поэты находят в античности, полагая, что именно прекрасное способно наиболее сильно воздействовать на человека. Идеальный образ античности как «благородной простоты и спокойного величия» был открыт для эпохи И.И.Винкельманом («История искусства древности», 1764). Ему посвящает программную статью «Винкельман и его век» (1805) Гёте; мысли об искусстве он высказывает и на страницах своего журнала «Пропилеи» (1798-1800). Взгляды Шиллера находят отражение в его «Письмах об эстетическом воспитании человека» (1795), в статье «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-96); в его журналах «Оры» (1795-97) и «Альманах муз» (1796-1800). Идеи веймарских классицистов привлекают И.Г.Гердера, в «Письмах для поощрения гуманности» (1793-97) которого античное искусство предстает школой гуманизма.
Гёте и Шиллер стремились возродить не только дух, но и литературные формы античности. И хотя их излюбленным жанром была баллада, стилизации античных жанров играют существенную роль в период Веймарского классицизма. На древнеримских лириков Катулла, Тибулла, Проперция и античную стихотворную метрику ориентированы «Римские элегии» (1790) Гёте; гекзаметром написан его эпос «Рейнеке-Лис» (1793); образцом для «Венецианских эпиграмм» (1796) становится творчество Марциала; в форме античного дистиха написаны, совместно с Шиллером, посвященные литературным проблемам «Ксении» (1797); физическую и духовную красоту как гармонию внешнего и внутреннего прославляет Гёте в идиллии «Герман и Доротея» (1797). У Шиллера плодом изучения античной формы—драматургии Эсхила — явилась «Мессинская невеста» (1803), однако подлинное его достижение—также отразившая идеи Веймарского классицизма драматургическая трилогия «Валленштейн» (1798-99). От повседневной жизни бюргерской Германии, бывшей ранее предметом его драм, как в «мещанской трагедии» «Коварство и любовь» (1784), Шиллер обращается к теме Тридцатилетней войны, создавая высокую историческую трагедию о судьбах народов и человечества, а его героями становятся великие люди.
«Это богатейшее глубокомысленное творение, — четверть века спустя писал о «Валленштейне» Л.Тик, — явилось миру как памятник для всех времен, и каждый немец вправе гордиться им, ибо в этом чистом зеркале отражены национальное достоинство, гражданские убеждения и глубокий исторический смысл, дабы ведомо было, что мы собой представляем и какие силы коренятся в нас». Социальные идеалы Веймарского классицизма, в противоположность бунтарским настроениям бурных гениев «Бури и натиска», к которым в юные годы принадлежали Гёте и Шиллер, отказ от революционного переустройства и утверждение органического пути развития общества и творческого труда, объединяющего людей, получают аллегорическое выражение в «Песне о колоколе» (1799) Шиллера. Именно это стихотворение вспоминает Гёте в написанном на смерть друга «Эпилоге» к «Колоколу» Шиллера», ставшем прощанием и с Веймарским классицизмом, где поэт создает образ Шиллера как борца за гуманистические идеалы красоты и добра. Понятие Веймарский классицизм, несмотря на свою двухсотлетнюю историю, является, тем не менее, до сих пор дискуссионным.
Словосочетание Веймарский классицизм произошло от немецкого Weimarer Klassik.