Терцет это трёхстишие, образующее отдельное стихотворение или строфу для большей поэтической формы; строфа из трёх строк, которые часто рифмуются по схеме ааа.
Происхождение
С XIV века в Европе, а до этого в Персии и на Востоке, трёхстишия применялись к широкому кругу стихотворений. Однако терцет как отдельную поэтическую форму изобрёл знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» в 1307 году путём создания терцины, основанной на рифмованных трёхстишиях.

Строфу терцета также применяли другие итальянские поэты Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, который использовал эту стихотворную форму при создании сонета.
Таким образом, терцет вошел в европейскую поэтическую практику главным образом через терцину и сонет, введёнными итальянскими поэтами Данте Алигьери и Франческо Петрарка соответственно.
Пример терцета:
Путь жизненный пройдя до половины,
Опомнился я вдруг в лесу густом,
Уже с прямой в нём сбившийся тропины.
(Данте Алигьери, «Божественная комедия»; перевод П. Катенина)
Терцет в английской поэзии

Английский поэт Томас Уайетт, который в XVI веке впервые использовал итальянскую форму сонета, ввёл терцет в английскую поэзию. Традицию использования терцета продолжили знаменитые английские поэты Перси Биши Шелли («Ода западному ветру»), Уильям Шекспир («Феникс и голубка»), Джордж Гордон Байрон («Пророчество Данте»).
Виды терцета
Существуют многие виды терцета, наиболее распространённые из которых:
- триплет – трёхстишие со схемой рифмовки ааа, т. е. строки связаны одной рифмой. Триплет используется в стихах героических куплетов для создания акцента. Стихотворение Роберта Браунинга «Токката Галуппи», посвящённое венецианскому композитору Бальдассаре Галуппи, написано триплетами при сохранении рифм ааа;
- ритурнель – терцет, в котором одна стихотворная строка не содержит рифмы;
- закрытый терцет – терцет со схемой рифмовки aba. Первая и третья строки в стихе, рифмующиеся друг с другом, закрывают вторую строку, которая не рифмуется;
- сицилийский терцет – терцет со схемой рифмовки aba, написанный ямбическим пентаметром (пятистопным ямбом). Это означает, что каждая из трёх строк составляет 10 слогов в длину с ударением на каждом втором слоге. У. Шекспир часто использовал ямбический пентаметр;
- хайку – японское стихотворение из 3-х строк лирического характера, строки которого содержат 5-7-5 слогов соответственно, хотя это не строгое правило. Хайку характеризуется как нерифмованный терцет. Яркий пример хайку – стихотворение японского поэта Мацуо Басё «Старый пруд» (1686), которое состоит из трёх нерифмованных строк:
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
(Мацуо Басё, «Старый пруд»; перевод В. Марковой)
Терцет в составе поэтических форм
В силу широкого распространения, терцет используется как отдельное стихотворение, а также как строфа большей стихотворной формы или структурный элемент строфы. Терцет включают в себя следующие твёрдые поэтические формы:
- терцина – сложная поэтическая форма, которая создается путём использования замкнутых терцетов, написанных в ямбическом пентаметре. Схема рифмовки терцины –aba bcb cdc и т. д. Эта сложная схема рифмовки связывает строфы, поскольку вторая строка каждого терцета рифмуется с первой и третьей строками следующего терцета. Стихотворение завершается одной строкой (ded e) или куплетом (ded ee);
- вилланель – сложная поэтическая форма, состоящая из 5-ти терцетов и заключительного четверостишия;
- сонет – стихотворная форма из 14-ти строк пятистопного или шестистопного ямба, которая содержит 2 четверостишия (катрена) и 2 терцета;
- секстина – стих из 6-ти строф, который завершается терцетом.
В силу предпочтения поэтами свободного стиха, соответствующего естественному ритму речи, появились терцеты с разными схемами рифм или совсем без рифм. Современная форма терцета представляет собой строфу из трёх стихов, используемых в основном в сонете. В поэзии появляются адаптации японской хайку. Терцет часто встречается в исторической поэзии.
Слово терцет произошло от итальянского terzetto, от латинского tertius, что в переводе означает третий.