
Текстура это соединение мелких частиц в теле, при котором определяется его форма, природа и качества; образное поверхностное свойство художественного произведения.
Происхождение
Термин «текстура» известен с античных времен. Римский поэт и мыслитель Лукреций (І в. до н. э.) в поэме «О природе вещей» текстурой обозначал сочетание мелких частиц, которые образовывают ткань вещества как продукт ткачества. В позднейших латинских и английских переводах понятие не только сохранилось, а и стало использоваться в «натурфилософском» смысле.
В XV-XVI вв. термин «текстура» содержался в тематически разных латиноязычных изданиях, но преобладал в медицине в качестве описания поверхности внутренних органов и тканей.
В англоязычном философском контексте XVII в. текстура рассматривается как первичное качество наряду со структурной и количественной характеристиками. В трактате Джона Локка «Опыт о человеческом разумении» (1690 г.) термин «текстура» встречается 32 раза.
Текстура в экспрессионизме
Текстура в литературной теории экспрессионизма рассматривается как антипод традиционной структуры поэтического произведения, как отказ от реалистических повествовательных техник, логического построения текста и его формально-языковой системы. Этот принцип использовали в военной лирике немецкие экспрессионисты А. Штрамм, Р. Ф. Беренс, О. Небель, Г. Вальден и др.
Текстура и структура
В риторике и литературе понятие текстуры представляет собой способ построения или составления речи. Такое определение термина близко к понятию структуры, но в то же время текстура – соединение частей в целое, а структура – организация художественного произведения, т. е. текстура является частным проявлением структуры. В отличие от структуры, текстура не нуждается в композиции, не ограничивается темой, идеей, формой.

Американский поэт и литературный критик Джон Кроу Рэнсом к уровню текстуры сочинения отнёс образный ряд, порядок субъективных позиций, звуковую и стилевую специфику. Таким образом, текстура представляет собой своеобразие произведения. Д. К. Рэнсом провёл связь между структурой и текстурой в рамках литературной теории: по мнению поэта чем сложнее и богаче текстура текста, тем проще должна быть структура, и наоборот.
Особенность текстуры
Наличие глубокой и насыщенной текстуры в литературном произведении делает его более уникальным, живым, интересным, обогащает опытом, ощущениями, деталями. Примечательное в этом смысле выражение американского писателя Илана Ставанса: «Книги, громоздящиеся в моём кабинете, обладают настоящей текстурой и этим разительно отличаются от всего прочитанного мной за уже невесть какое время».
Текстура и фактура
С понятием «текстура» часто отождествляется «фактура», поскольку оба понятия выражают внешние строение предмета, характер поверхности художественного произведения. Их различие состоит в способе передачи наружных свойств наблюдаемого объекта: текстура воспроизводит визуальные признаки, фактура – тактильные.
Современное значение
Многозначность термина «текстура» в современном русском языке обусловлена применением понятия в различных отраслях науки и культуры: технике, физике, химии, медицине, искусстве.
Слово текстура произошло от английского texture.