Строфа это в стихосложении группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. В античной поэзии строфа организовывалась преимущественно упорядоченным чередованием стихов различного метра (алкеева строфа, сапфическая строфа), в новоевропейской — упорядоченным чередованием стихов с различными окончаниями (см. Клаузула) и рифмами.

Интересный факт: в русском языке существует 5 стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Зато в арабском языке – 28 стихотворных размеров.
Длина строфы
Длина строфы обычно достаточно невелика: она должна быть непосредственно ощутимой (216 стихов, редко — больше); внутри строфы могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего объема (например, три 4-стишия и 2-стишие в онегинской строфе), а иногда, наоборот, строфы объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объема (запев и припев в песнях, строфа, антистрофа и эпод в античной хоровой лирике).
Роль строфы
Роль строфы аритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; поэтому обычно строфа тяготеет к синтаксической законченности, начальная часть строфы приобретает повышающуюся интонационную антикаденцию, а конечная — понижающуюся каденцию (Aufgesang и Abgesang); построение строфы стремится к различным формам симметрического параллелизма.
Интересный факт: самые первые стихи появились в 23 веке до нахей эры. Об их авторе известно лишь то, что это была аккадская принцесса, но ее имя осталось неизвестным.
Конец строфы часто отмечается облегчением ритма: укороченным стихом, укороченным (мужским) окончанием, неполноударными строками. Некоторые виды строф, будучи разработаны в народной или литературной поэзии на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют связь с ними и в дальнейшем употреблении: так, 2-стишия элегического дистиха служат знаком традиции античной поэзии, 2-стишия александрийского стиха — классицизма, 3-стишия терцин — «Божественной комедии» (1307-21) Данте, 4-стишия 4-3-4-3-стопного ямба — германских баллад, 8-стишия октав — Возрождения, 10-стишия одических строф — классицизма и т.д.
Интересный факт: как показывает общий анализ, самыми вдохновляемыми деревьями в России являются береза (84 стихотворений), сосна (51 стихотворений) и дуб (48 стихотворений). Про остальные писали чуть меньше: ива – 42 стихотворения, ель и рябина – по 40 стихотворений, тополь – 36 стихотворений, липа с кленом – по 30 стихотворений.
Такие «твердые» строфы смыкаются с так называемыми твердыми формами, в которых заданы не только строфика, но и объем стихотворения. Строфически организованные тексты противопоставляются «астрофическим», в которых группировка строк определяется не формальными признаками, а только синтаксисом и смыслом (например, «Илиада» или русские былины).
Промежуточные формы
Между строфической и астрофической текстами возможны промежуточные формы — например, тексты со строфами непостоянной длины («Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, где «строфоиды» состоят из неопределенного количества строк с дактилическими окончанием, замыкаемых строкой с мужским окончанием) или непостоянной рифмовки («Во глубине сибирских руд…», 1827, А.С.Пушкина, где «вольные стансы» представляют собой 4-стишия, но с различным порядком рифм).



