Стиховедение — что такое, определение, понятие, части

Стиховедение - что такое, определение, понятие, части Слова, термины и понятия на букву: С

Стиховедение, метрика это наука о звуковой форме литературных произведений. Основным материалом стиховедения являются стихи (отсюда и название), т.е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении, однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область стиховедения (см. Поэзия и проза).

Интересный факт: самые первые стихи появились в 23 веке до нахей эры. Об их авторе известно лишь то, что это была аккадская принцесса, но ее имя осталось неизвестным. 

Части стиховедения

Логически стиховедение разделяется на три части:

  1. фонику (учение о сочетаниях звуков),
  2. собственно метрику (учение о строении стиха)
  3. строфику (учение о сочетаниях стихов).
Основы стиховедения
Основы стиховедения

В каждой из них может быть выделена статическая характеристика значимых звуковых элементов и динамическая характеристика принципов их сочетания: так, собственно метрика распадается на просодию (классификацию слогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе).

Материал по теме:  Метрика

Однако практически объем и разделение стиховедения в разных литературных традициях различны: иногда из стиховедения выпадают некоторые разделы (в античном стиховедении фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в арабском — входит рассмотрение фигур стилистических).

Некоторые вопросы, изучаемые в стиховедении, лежат на границах и других областей литературоведения: так, на границе стиховедения и стилистики (именно — поэтического синтаксиса) лежит явление переноса, на границе стиховедения и композиции — явление твердых форм (сонета, рондо и пр.), а такое важное стиховедческое понятие, как интонация, затрагивает и область декламации (например, «восходящая интонация»), и стилистики (например, «напевная интонация»), и тематики («религиозно-дидактическая интонация»).

Возникновение стиховедения как науки обычно связано со становлением в различных литературах письменной поэзии, обособившейся от музыки с ее непосредственным слуховым ощущением норм звукового строения стиха, при этом часто молодая поэтическая культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой «классической» системой стиха (так, латинское стиховедение опиралось на понятие греческого стиховедения, а новоевропейское — на понятие латинского стиховедения).

Интересный факт: как показывает общий анализ, самыми вдохновляемыми деревьями в России являются береза (84 стихотворений), сосна (51 стихотворений) и дуб (48 стихотворений). Про остальные писали чуть меньше: ива – 42 стихотворения, ель и рябина – по 40 стихотворений, тополь – 36 стихотворений, липа с кленом – по 30 стихотворений.

Материал по теме:  Научная поэзия

Появление и развитие

В соответствии с этим стиховедение первоначально всюду было наукой нормативной, системой «правил» и «вольностей», учившей, как «должны» писаться стихи, только с 19 века стиховедение становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи.

Метры стихосложения
Метры стихосложения

При выявлении фактов одним из основных методов в стиховедении является статистика: выделение таких звуковых явлений, которые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его «константами», «доминантами» и «тенденциями»), достигается вернее всего с помощью подсчетов. При обобщении фактов стиховедение пользуется в основном сравнительным методом, сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм:

  1. В разные периоды литературной истории;
  2. В литературе разных языков;
  3. В поэтическом произведении и в «естественном ритме» (или «естественной фонике») данного языка.
Материал по теме:  Историческая поэтика

Интересный факт: в русском языке существует 5 стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Зато в арабском языке – 28 стихотворных размеров.

Цель стиховедения

Конечной целью стиховедения является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, ее связи со структурами языковой и образной.

Русское стиховедение

Развитие русского стиховедения неотрывно от развития русского стихосложения: первый подъем его (18 век — работы В.К.Тредиаковского, А.Д.Кантемира, М.В.Ломоносова) связан с освоением силлабо-тонического стихосложения, второй (начало 19 века — работы А.Х.Востокова и др.) — с освоением имитаций античных и народных размеров, третий (1910-20-е — работы А.Белого, В.В.Томашевского, В.М.Жирмунского, Р.О.Якобсона и др.) — с освоением тонического стихосложения. Новый этап развития русского стиховедения наметился с 1960-х и связан с использованием достижений современного языкознания, семиотики и теории информации.

Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии