Стиль это эстетическая общность всех сторон и элементов произведения, обладающая определенной оригинальностью. Стиль в таком понимании противопоставлен, с одной стороны, бесстильности (эстетической невыразительности), а с другой — эпигонской стилизации или эклектике (неумению найти собственный, индивидуальный стиль).
«Стиль есть черта, отделяющая художество от реальности», — писал Л.В.Пумпянский (Контекст. 1982) Поскольку стиль является не элементом, а свойством художественной формы, он не локализован (как, например, элементы сюжета или художественные детали), а как бы разлит во всей структуре формы. Поэтому организующий принцип стиля обнаруживается в любом фрагменте текста, каждая текстовая «точка» несет на себе отпечаток целого. Благодаря этому стиль опознаваем по отдельному фрагменту: искушенному читателю достаточно прочитать небольшой отрывок произведения настоящего писателя, чтобы с уверенностью назвать автора.
Целостность стиля
Целостность стиля с наибольшей отчетливостью проявляется в системе стилевых доминант — его качественных характеристик, в которых выражается художественное своеобразие.
Типология стиля
А.Н.Соколов, считая, что «стилевые категории выступают как явления художественного стиля, охватывающего все элементы формы» и опираясь на предшественников, прежде всего Г.Вёльфлина, в качестве стилевых категорий рассматривает:
- Субъективность — объективность;
- Изображение — экспрессию;
- Тип художественной условности;
- Монументальность — камерность.
Данная типология — общеэстетическая, автор подчеркивает необходимость ее конкретизации, а отчасти и изменения применительно к литературе.
Если писатель обращает преимущественное внимание на статические моменты бытия, то это свойство стиля можно назвать описательностью.
Изображенный мир при описательности подробно детализирован, а те или иные действия и события раскрывают в первую очередь устойчивый уклад жизни, т.е. не то, что происходит однократно, а то, что постоянно бывает. Писатель может концентрировать внимание на внутреннем мире персонажа или лирического героя — его чувствах, мыслях, переживаниях, желаниях — такое свойство стиля называется психологизмом.
Стилевые доминанты — что создает стиль произведения
В области художественной речи можно выделить три пары стилевых доминант:
- Стих и прозу;
- Номинативность и риторичность;
- Монологизм и разноречие.
Стих и проза как стилевые качества
Стих и проза как стилевые качества характеризуют степень ритмической упорядоченности художественной речи, а также ее темповую организацию. Они играют существенную роль в формировании эмоционального рисунка стиля, т.к. тот или иной темпоритм изначально связан с определенным настроением.
Номинативность и риторичность
Другая пара типологических характеристик стиля связана с мерой использования средств языковой изобразительности и выразительности, тропов и фигур (сравнений, метафор, градаций, повторов), а также пассивной лексики и лексики ограниченной сферы употребления (архаизмов, неологизмов, варваризмов). Эти приемы могут составлять существенную особенность стилистики произведения, но могут и почти не использоваться.
В последнем случае важно прямое значение слова, функция которого — точное обозначение деталей изображенного мира. Это свойство художественной речи Г.Н.Поспелов, следуя традиции, предложил называть номинативностью. Номинативность подразумевает также достаточно простой и естественный синтаксис. Противоположная тенденция, связанная с косвенным или описательным обозначением предметов и созданием словесно-речевого образа,— риторичность.
Монологизм и разноречие
С точки зрения освоения в произведении речевой разнокачественности можно выделить такие доминанты, как монологизм и разноречие. Монологизм предполагает единую речевую манеру для всех персонажей, совпадающую, как правило, с речевой манерой повествователя (в эпических произведениях, лирика же обычно целиком монологична). При разноречии реальный речевой мир становится объектом изображения. Разноречие представлено в литературе двумя вариантами: в одном случае речевые манеры разных персонажей воспроизводятся как взаимно изолированные («Горе от ума», 1822-24, А.С.Грибоедова; «Мертвые души», 1842, Н.В.Гоголя; «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова), в другом — речевые манеры персонажей и повествователя взаимодействуют, «проникают» друг в друга (романы Ф.М.Достоевского, «Жизнь Клима Самгина», 1927-36, М.Горького; «Мастер и Маргарита», 1929-40, М.А.Булгакова).
Второй тип в работах М.М.Бахтина получил название полифонии. Существенным свойством стиля является объем и композиция произведения. «Расчет на большую форму не тот, что на малую, каждая деталь, каждый стилистический прием в зависимости от величины конструкции имеет разную функцию обладает разной силой, на него ложится разная нагрузка» (Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино, 1977).
Целостность и восприятие литературного стиля
Целостность стиля во многом обусловливает и его восприятие.
Часто уже в первом чтении ощущается некоторая общая «эстетическая тональность» произведения, в котором проявляется и оригинальность стиля, и его известная содержательность (прежде всего эмоциональный настрой). Это синтетическое впечатление может быть затем подтверждено и объяснено средствами литературоведческого анализа.
Еще на рубеже 18-19 веков И.В.Гёте разделил категории стиля и манеры. По его мысли, стиль — это высшая ступень развития искусства. «Стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознать в зримых и осязаемых образах» (Гёте). Манера, с точки зрения Гёте, есть более низкая ступень искусства.
Она либо может достигать известного эстетического совершенства, либо, отходя от «природы» и тем самым от «твердыни познания», может становиться все более пустой и незначительной. Г.В.Ф.Гегель не находил вообще никакого эстетического оправдания манере.
В его концепции стиль стоит выше манеры, а выше стиля — оригинальность как синтез субъективного и объективного. Но если стиль как выражение объективного имеет высокую эстетическую ценность, то манера представляется Гегелю чисто субъективным, а потому поверхностным оригинальным. («Манера, стиль и оригинальность» И Гегель. Эстетика, 1968. Том 1).
Категория стиля в современном литературоведении и искусствознании прилагается не только к творчеству отдельного художника или его произведению: говорят о стиле направления и течения, о национальных и региональных стилях, о стиле эпох (барокко, классицизм, романтизм).



