«Сорок один», «41°» («Компания 41°»; «Университет 41°») это русское литературно-художественное содружество футуристического направления, действовавшее в Тифлисе в 1917-20. Основными участниками группы и инициаторами создания объединения были поэты и литераторы: Илья Зданевич, Алексей Кручёных, Игорь Терентьев, Николай Чернявский, художник Кирилл Зданевич. Группа заявила о себе в октябре — ноябре 1917, первоначально приняв название «Синдикат футуристов». В феврале 1918 было провозглашено образование содружества «41 °» с одноименным издательством при нем. Своим происхождением название «41°» обязано географическому положению города Тифлиса — 41° северной широты. Но для самих участников содружества — футуристов, придававших большое значение «слову как таковому», «самовитому слову» — важным представлялся и многозначный подтекст такого названия, весь ассоциативно-омонимический смысловой ряд, инициируемый им: высокий градус творческой активности, энергии; высшая, кризисная температура человеческого тела на грани бреда, сумасшествия, самой жизни; крепость алкогольного напитка. Группа «41°» проповедовала принципы футуризма (русского кубофутуризма), представляя одно из его наиболее радикальных, «левых», художественно-эстетических проявлений. В литературной, поэтической практике это означало заумный язык, обращение к бессознательному, эксцентричность, абсурдизм, рисунок и игру словом и шрифтом. Важную организующую и пропагандистскую роль для содружества играло литературно-музыкальное кабаре, оборудованное в небольшом подвале дома Зданевичей на Головинском (Руставели) проспекте.
Получив сначала название «Студия поэтов», оно вскоре было переименовано в «Фантастический кабачок». Здесь встречались русские, грузинские, армянские поэты, художники, актеры, проходили дискуссии. Открылся и своеобразный лекторий — «футур-всеучбище (университет) 41°». Группа «41°» оставалась открытой для широких контактов со многими деятелями как близких, так и иных творческих взглядов, проживавших или приезжавших в Тифлис. С группой сотрудничали поэты Т.Вечорка, Н.Васильева, Ю.Деген, В.Каменский, В.Катанян, А.Чачиков, Г.Шайкевич, армянский поэт-футурист Кара-Дервиш (А.М.Гаджан), драматург и режиссер Н.Евреинов, грузинские поэты объединения «Голубые роги» — Г.Робакидзе, Т.Табидзе, П.Яшвили, художники Н.Гончарова, С.Валишевский, А.Бажбеук-Меликов, Л.Гудиашвили, ученый-искусствовед Д.Гордеев. В «Фантастическом кабачке» выступала актриса театра миниатюр С.Г.Мельникова, ставшая своеобразной «музой футуристов». Под маркой тифлисского издательства «41°» вышло более десятка книг (брошюр) Кручёных, Терентьева, И.Зданевича. Выпущена газета «41°» (Тифлис. 1919. 1420 июля; вышел единственный номер с манифестом группы). Событием стал выход литературно-художественного альманаха «Софии Георгиевне Мельниковой — Фантастический кабачок» (Тифлис: 41°, 1919), где были представлены работы не только всех участников группы «41°», но и многих примыкавших к объединению поэтов, литераторов, художников. Среди лекций, читавшихся и обсуждавшихся в «все-учбище — университете 41°»: Кручёных: «Тайные пороки академиков», «Азеф — Иуда — Хлебников», «Буква как таковая», «Любовное приключение Маяковского»; И.Зданевич: «Об итальянском футуризме», «О заплетающихся языках Ф.Тютчева и В.Брюсова», «Лорнет Доди Бурлюка»; Терентьев: «Грамматика заумного языка», «А.Кручёных — грандиозарь», «Трактат о сплошном неприличии» и др. Многие тексты, апробированные в дискуссиях «Фантастического кабачка», были затем опубликованы авторами.
В 1920, ввиду отъезда основных участников, тифлисское содружество «41°» прекратило свою деятельность. Уехавший в Баку Кручёных выпустил там (1920), а затем и в Москве (1921-23) несколько книг-брошюр под маркой издательства «41 Переселившийся к 1921 во Францию Илья Зданевич, взявший псевдоним Ильязд, стал одним из организаторов группы « Через», а в 1923 и 1930 опубликовал две книги, обозначив в выходных данных — «Париж: Издательство 41 градус». В 1940-х он вновь воссоздал в Париже издательство «41 в котором вышло несколько книг, оформленных художниками П.Пикассо, А.Дереном, А.Матиссом, Ф.Леже, Л.Сюрважем, М.Шагалом.