Скандирование это ритмическая декламация стихов в Древней Греции. Анализ метрической структуры стиха для описания его ритма путём обозначения ударных и безударных слогов, разделения строк на стопы и определения стихотворного размера.
Происхождение
Понятие скандирования возникло в Древней Греции как способ декламации стихов, который заключался в ритмическом чтении стихов с выделением их метрической структуры. Стихи исполнялись под музыкальный аккомпанемент и сопровождались танцем или маршем, в котором на слабой доли музыкального такта поднимали ногу, на сильной – опускали.
Когда декламация стала самостоятельным видом выступлений, традиция обозначения ритма перешла в поэзию. Греческие чтецы обозначали сильную (ударную) часть стихотворной стопы – арсис (греч. подъем) – повышением голоса и поднятием руки, а слабую (неударную) часть – тезис (греч. опускание) – понижением голоса и опусканием руки. Таким образом, при скандировании отображался ритм стихотворения.
Виды скандирования
Различают три основных вида скандирования: графическое скандирование, музыкальное скандирование, акустическое (звуковое) скандирование.
Графическое скандирование
Наиболее распространённый вид скандирования – графическое скандирование – используется главным образом в стихосложении для определения ритма стиха. Основные символы, используемые в графическом скандировании:
- – или — (с иктом) – долгий, или ударный слог;
- U – краткий, или безударный слог;
- вертикальная линия (|) – деление между стопами;
- двойная вертикальная линия (||) – цезура, т. е. ритмическая пауза в строке стиха.
Графическое скандирование стиха, используя эти символы, начинается с подсчёта количества слогов в каждой строке, затем обозначаются ударные и безударные слоги в соответствии с естественным ритмом речи. Слоги объединяются в стопы, повтор стопы формирует метр. Графическое скандирование выступает схемой для правильной декламации поэтического произведения – выразительного чтения стиха.
Пример скандирования:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А. С. Пушкин)
Скандирование стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1827) выявляет метрическую схему произведения: четырехстопный ямб (U –) со схемой рифмовки abab.
Музыкальное и акустическое скандирование
Музыкальное и акустическое скандирование более восприимчивы, чем графическое, к тональному разнообразию речи. Музыкальные символы (например, восьмые ноты для безударных слогов, четверть или половина ноты для ударных слогов и музыкальные интервалы для пауз) записывают акцентные различия. В акустическом скандировании современные лингвисты используют прибор осциллограф, который распознает даже мало различающиеся степени ударения.
Скандирование в поэзии
Поэзии характерна мелодичность, которая отличает её от других видов письменности. Благозвучие стиха создаёт рифма, однако звуки в стихе по отдельности не зависят от рифмы. Традиционно стихотворению присущ метр – мера стиха, образованная группой стоп. Однако не все стихи следуют такой схеме. Стих, в котором отсутствует стихотворный размер и рифма, называется свободным стихом.
Каждое стихотворение содержит ударные и безударные слоги, которые сгруппированы в стопы – повторяющиеся структурные единицы стиха. Распространены три общих типа стоп: двусложные, трёхсложные, четырехсложные (ионики). Количество стоп в строке определяет метр, например, дактилический гекзаметр – шесть стоп дактиля в строке.
Замена стоп
В метрической схеме стиха встречаются отклонения от метра, т. е. стопы, которые не соответствуют порядку чередования ударных и безударных слогов. Стопы, особенно двухсложные (ямб, хорей), заменяются другими стопами для сохранения смысловой нагрузки слов.

Знаменитые русские поэты, учёные В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов, которые в ХVIII веке ввели понятие стихотворного размера и основали силлабо-тоническую систему стихосложения, отмечали, что чистые ямбические или хореические стихи составлять трудно, поэтому используются вариации – спондей (– –), пиррихий (U U). Метод скандирования определяет стихотворный размер типом стопы, который чаще всего встречается в стихе, например, пятистопный ямб (ямбический пентаметр).
Виды скандирования в версификации
В метрическом стихосложении ритм стихов основан на разной длине слогов, в силлабо-тоническом – на расположении ударений на слогах. В обоих случаях метр имеет регулярную стопу.
В зависимости от типа версификации, к которой относится стих, известны такие виды скандирования:
- скандирование метрического стиха – выделение долгих слогов стихе;
- скандирование силлабического стиха – отчётливое произношение слов с разделением их на слоги;
- скандирование силлабо-тонического стиха – подчёркивание слогов и ударных позиций в стихе;
- скандирование тонического стиха – выделение сильных мест (иктов) в стихе (тактовик, дольник, акцентный стих).
Скандирование также включает в себя обозначение других метрических элементов стиха: классификация строф, паузы, схемы рифмовки.
Таким образом, скандирование в поэзии демонстрирует вариативность и закономерность стиха, определяет его метр с помощью графических обозначений, и, следовательно, устанавливает естественный ритм произведения. Цель скандирования – повышение восприятия читателя того, как ритмические элементы в стихотворении передают его смысловое содержание.
Современное значение
В современной речи под скандированием наряду с декламационным приёмом подразумеваются громкие возгласы, при которых отчетливо, по слогам произносятся слова, часто с повтором. Это встречается на массовых мероприятиях, например, скандирование имени артиста его поклонниками на концерте или названия спортивной команды болельщиками на игре.
Синонимы слова «скандирование» – скандировка, скандовка.



