Силлабо-тоническое стихосложение — что такое, определение, понятие

Силлабо-тоническое стихосложение это разновидность тонического стихосложения, основной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.

В силлабо-тоническом стихе различаются сильные и слабые позиции (икты и междуиктовые интервалы, см. также Сильное место и слабое место), первые преимущественно ударны, вторые преимущественно безударны, ударение, попадающее на слабую позицию, считается сверхсхемным ударением и допускается лишь при некоторых ограничительных условиях, наоборот, пропуски ударения на сильных местах обычно свободны и регулируются лишь естественной длиной слов в языке.

Интересный факт: самые первые стихи появились в 23 веке до нахей эры. Об их авторе известно лишь то, что это была аккадская принцесса, но ее имя осталось неизвестным. 

Понятие стопы, метра и стихотворного размера
Понятие стопы, метра и стихотворного размера

Повторяющееся сочетание икта и междуиктового интервала называется стопой, в зависимости от объема интервала различаются двусложные и трехсложные размеры (…— U — U — U —… U …— UU — UU —…, где — сильное, а и слабое место), при наличии постоянной анакрусы среди первых различаются стопы хорея (— U) и ямба (U —), среди вторых —дактиля (— U U), амфибрахия (U—U) и анапеста (U U —).

Материал по теме:  Тоническое стихосложение
Метры стихосложения
Метры стихосложения

Эта терминология заимствована из античного метрического стихосложения: с ним силлабо-тоническое стихосложение объединяет наличие метра, т.е. сетки сильных и слабых слоговых позиций с их предсказуемым заполнением, само силлабо-тоническое стихосложение в 19 веке часто называлось «силлабо-метрическим» (современный термин утвердился с 1910-х).

Интересный факт: в русском языке существует 5 стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Зато в арабском языке – 28 стихотворных размеров.

С ослаблением строгости метра cиллабо-тоническое стихосложение дает переходные формы, лежащие на границе с чистым тоническим стихосложением (логаэды, дольник, тактовик — размеры с переменными междуиктовыми интервалами) и с чистым силлабическим стихосложением (стих с обилием синкоп). Обычно в cиллабо-тоническое стихосложении, преобладают стихи равностопные (напр., 4-стопный ямб), реже — урегулированные разностопные (например, чередование 4 и 3-стопного ямба) и вольный стих.

Материал по теме:  Тактовик

Силлабо-тоническое стихосложение в Европе

В европейском стихосложении cиллабо-тоническое стихосложение формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с разлагающимся тоническим аллитерационным стихом германских языков.

Интересный факт: как показывает общий анализ, самыми вдохновляемыми деревьями в России являются береза (84 стихотворений), сосна (51 стихотворений) и дуб (48 стихотворений). Про остальные писали чуть меньше: ива – 42 стихотворения, ель и рябина – по 40 стихотворений, тополь – 36 стихотворений, липа с кленом – по 30 стихотворений.

В народной поэзии при этом сложился 4-3 иктный дольник английских и немецких народных баллад, в книжной поэзии сперва допускались колебания в сторону тоники (у английских поэтов 12-14 веков) и силлабики (у немецких майстерзингеров), но к 15 веку в Англии (после Дж. Чосера) и в начале 17 века в Германии (реформа М.Опица) cиллабо-тоническое стихосложение устанавливается в строгой форме: господствующие размеры — в Англии 4-стопный ямб (от французского 8-сложника) и 5-стопный ямб (от французского 10 и итальянского 11-сложника), в Германии 4-стопный ямб и 6-стопный ямб (от французского александрийского стиха).

Материал по теме:  Тактовик

Русская поэзия и cиллабо-тоническое стихосложение

В 1735-43 (реформа В.К.Тредиаковского — М.В. Ломоносова) cиллабо-тоническое стихосложение входит в русскую поэзию, вытесняя в ней силлабическое стихосложение, в 19 веке под немецким и русской влиянием оно распространяется в польской, чешской, сербохорватской, болгарской, украинской поэзии, сосуществуя в них с силлабическим стихосложением. В русском cиллабо-тоническом стихосложении 18 века господствуют 4 и 6-стопный ямб (по немецкому образцу), в меньшей степени 4-стопный хорей, с начала 19 века осваиваются 5-стопный ямб и трехсложные размеры, с начала 20 века — дольник.

Николаев П.А.
Николаев П.А.
Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru
Задать вопрос
Вопрос эксперту
От чего произошло словосочетание: силлабо-тоническое
Николаев П.А.
Словосочетание силлабо-тоническое стихосложение произошло от греческого syllabe — слог и tonos, что в переводе означает — ударение
Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
От чего произошло словосочетание: силлабо-тоническое
Словосочетание силлабо-тоническое стихосложение произошло от греческого syllabe — слог и tonos, что в переводе означает — ударение