«Серапионовы братья» это литературная группа, существовавшая в Петрограде-Ленинграде в 1921-29. В нее входили И.А.Груздев, М.М.Зощенко, Вс.В.Иванов, В.А.Каверин, Л.Н.Лунц, Н.Н.Никитин, Е.Г.Полонская, М.Л.Слонимский, Н.С.Тихонов, К.А.Федин. Название группы взято из одноименного цикла новелл (1819-21) Э.Т.А.Гофмана, повествующих о кружке молодых писателей, регулярно собиравшихся для дружеской беседы. «Сегодня мы должны быть подлинными Киприаном, Оттомаром, Лотаром, Теодором, Винцентом и Сильвестром… найти ту психологическую или философскую меру, которая помогла бы нам оценить удивительную способность Гофмана к «смещению»,—ту способность, которая мгновенно превращает реальность в поэтический сон, а сон — в прозаически-скучную жизнь», — говорил Каверин в речи к столетию со дня смерти немецкого романтика (Собрание сочинений 1982. Том 6). Среди «Серапионовых братьев» были слушатели семинаров Е.И.Замятина и В.Б.Шкловского в Доме искусств и Литературной студии под руководством К.И.Чуковского, Н.С.Гумилева и Б.М.Эйхенбаума. Первое заседание состоялось 1 февраля 1922, затем еженедельные встречи в разном составе проводились до 1927 «без уставов и председателей, без выборов и голосований», как отмечал Лунц.
Исповедуемый «Серапионовыми братьями» «серапионов принцип» состоял в провозглашении независимости творчества от политической конъюктуры, в самоценности искусства и вдохновения. Подчеркивая свою аполитичность, «Серапионовые братья» признавали романтическую силу слова: «Искусству нужна идеология художественная, а не тенденциозная, подобно тому, как государственной власти нужна агитация открытая, а не замаскированная плохой литературой» (Жизнь искусства. 1922. No 13). «Серапионы» придавали особое значение овладению писательской техникой, поискам оригинальных форм, сказовым, орнаментальным элементам стиля, возрождению жанров авантюрного романа, повести, драмы (Зощенко. Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова, 1922; Каверин. Мастера и подмастерья, 1923; Лунц. Вне закона, 1921). В апреле 1922 в издательстве «Алконост» вышел альманах «Серапионовы братья», включавший произведения Зощенко, Лунца, Иванова, Слонимского, Никитина, Федина, Каверина. Под тем же названием, но с добавлением статьи Груздева «Лицо и маска», сборник был напечатан в Берлине (1922). Среди первых рецензентов книги был Замятин, которого называли учителем и духовным вождем «Серапионовых братьев». Ему принадлежит деление группы на тяготеющее к национальной традиции «восточное крыло» (Зощенко, Иванов, Никитин) и «западников», близких поэтике экспрессионизма (Лунц, Каверин и др.). Найти в фантасмагориях реальность, а в обыденной жизни — игру воображения, порвать с унылым регламентированным строем «новояза», сделать произведение органичным, живущим наравне с природой, — к этому стремились молодые писатели. Наиболее близкой эстетике «Серапионовых братье» была группа «Перевал», возникшая тремя годами позже. К тому времени наиболее активные «серапионы» покинули группу — Лунц эмигрировал в Германию (умер в 1924), Вс.Иванов и Никитин переехали в Москву.
«Серапионовы братья» причислялись к попутчикам, мелкобуржуазным писателям, которые не осознают пролетарский характер революции, «воспринимают ее лишь как самый слепой анархический мужичий бунт, отражают революцию в кривом зеркале» (Лелевич Г. Об отношении к буржуазной литературе и промежуточным группировкам. На посту. 1923. No 1). Начиная с 1927, когда ослабло воздействие Постановления ЦК ВКП(б) от 18 июня 1925, призывавшего к сотрудничеству с попутчиками, давление рапповской критики на «Серапионовых братьев» возросло. Принадлежность к этой группе считалась предосудительной. Федин писал в 1932: «Мое вступление в общество «серапионов»… едва ли не обратилось в разрыв. Я привык к тому, чтобы слово служило делу, а тут оно было игрой» (Федин К. Писатель, искусство, время). Участие в содружестве Зощенко было отмечено как идеологически вредное в постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946). В 1929 группа, которая была «первым объединением прозаиков, выросших в эпоху революции» (Вяч.Полонский), распалась.