Сапфическая строфа это античная разностопная строфа из четырёх стихов, названная именем древнегреческой поэтессы Сапфо.
Виды сапфической строфы

Понятие сапфической строфы включает в себя два вида греческой строфы, различных по ритмико-метрическому строению:
- малая сапфическая строфа – строфа, состоящая из трёх одиннадцатисложных сапфических стихов и заключительного пятисложного стиха адония, который выступает своеобразным рефреном. Малая сапфическая строфа – распространённая строфическая форма в античном стихосложении;
- большая сапфическая строфа – строфа, состоящая из семисложного стиха акаталектического ферекратея и большого сапфического стиха, которые чередуются. Большая сапфическая строфа в поэзии встречается редко.

Основной стихотворный размер сапфической строфы – логаэдический, т. е. дактило-хореический.
Интересный факт: самые первые стихи появились в 23 веке до нахей эры. Об их авторе известно лишь то, что это была аккадская принцесса, но ее имя осталось неизвестным.
Происхождение сапфической строфы
Сапфическая строфа названа именем уроженки греческого острова Лесбос, поэтессы, одной из Девяти лириков Сапфо (VII-VI вв. до н. э.), которая ввела эту строфическую форму в античное стихосложение.
Кроме Сапфо, строфу также использовал её соотечественник и поклонник поэт Алкей. Творчество Сапфо образовало особое направление в лирической поэзии, обогатило её перепевами фольклорных песен, новыми стихотворными размерами. В античности лирика Сапфо была чрезвычайно популярной и излюбленной.
Лейтмотив творчества Сапфо – воспевание любви и связанных с ней душевных чувств и порывов. Образцы монодической мелики поэтессы – это гимны, любовные, свадебные песни, эпиталамы, эпиграммы и элегии. Множество произведений Сапфо посвящены представителям женского пола, поэтому её также называют автором «женской» поэзии.
В александрийский период из сочинений поэтессы было составлено девять сборников, разделённых по стихотворному размеру. Поэтические произведения, написанные сапфической строфой, вошли в первую книгу древнего издания в количестве 330 строф.

Единственное стихотворение Сапфо, которое сохранилось до настоящего времени в полном виде, «Гимн Афродите» написано сапфической строфой, особенной формой чередования безударных и ударных слогов, которая укрепилась в римском стихосложении после заимствования её Горацием.
Интересный факт: в русском языке существует 5 стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Зато в арабском языке – 28 стихотворных размеров.
Пример сапфической строфы:
Пестрым троном славная Афродита,
Зевса дочь, искусная в хитрых ковах!..
Я молю тебя, не круши мне горем
Сердца, благая!
(Сапфо, «Гимн Афродите»; перев. В. В. Вересаев)
Распространение сапфической строфы
Малая и большая строфы, изобретённые Сапфо, в силу ритмического разнообразия почитались её современниками и последователями. Строфические образцы были воспроизведены в позднейшей латинской поэзии. В подражание поэтессе малую сапфическую строфу использовал древнеримский поэт Катулл (І в. до н. э.).
Особого развития строфические формы песенной лирики Сапфо достигли в творчестве поэта «золотого века» римской литературы Горация (І в. до н. э.), который канонизировал как малую, так и большую сапфические строфы, используя эти разностопные формы с высоким мастерством в своих одах. В эпоху Средневековья сапфическая строфа применялась для создания латинских церковных песен.
Сапфическая строфа в русской поэзии

В русской поэзии XIX-XX вв. сапфическая строфа претерпела версификационной интерпретации при сохранении основных лирических мотивов Сапфо. Силлабо-тонические имитации малой сапфической строфы в авторской поэзии и переводах с древних текстов создавали Симеон Полоцкий, Н. А. Радищев, А. Х. Востоков, В. И. Иванов, В. Я. Брюсов и др.
Интересный факт: как показывает общий анализ, самыми вдохновляемыми деревьями в России являются береза (84 стихотворений), сосна (51 стихотворений) и дуб (48 стихотворений). Про остальные писали чуть меньше: ива – 42 стихотворения, ель и рябина – по 40 стихотворений, тополь – 36 стихотворений, липа с кленом – по 30 стихотворений.