Ролевая лирика

Литературный словарь терминов
Литературный словарь терминов

Ролевая лирика это лирическое повествование от первого лица, воспринимаемого читателем как нетождественное автору. Ролевой характер лирического «я» может выявляться благодаря внетекстовым факторам (например, читательскому знанию о личности автора — так, стихотворение «Узник», 1822, А.С.Пушкина могло бы не относиться к ролевой лирики, если бы в самом деле было написано тюремным заключенным), а может быть заложен в тексте как его имманентное свойство (например, в случае, когда данное повествование в реальности вообще невозможно — «Я убит подо Ржевом…», 1946, А.Т.Твардовского). Однако в любом случае в ролевой лирики «я» поэта отступает. Открывается поэзия другого» (Walzel). Субъект повествования в ролевой лирике — обычно условный персонаж, характерный для данной эпохи или жанровой традиции: пастух или пастушка в пасторальной поэзии («Амариллис», 3 век до н.э., Феокрита), мертвец в эпитафии («Прохожий, ты идешь, но ляжешь так, как я…», вторая половина 18 века, П.И.Сумарокова); странник, узник, представитель той или иной экзотической культуры, мертвый любовник в поэзии предромантизма и романтизма («Песня странника в бурю», 1771-72, И.В.Гёте; многочисленные лирические монологи узников и пленников, в т.ч. у В.А.Жуковского, Пушкина, М.Ю.Лермонтова; «Песнь араба над могилою коня», 1810, Жуковского, перевод из Ш.Мильвуа; «Любовь мертвеца», 1841, Лермонтова).

Материал по теме:
Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева в Мокве

Одна из древнейших форм ролевой лирики — повествование от лица женщины («Жалоба Данаи», 6-5 века до н.э., Симонида Кеосского; «Героиды», около 201 до н.э., Овидия; лирика миннезингеров; встречается и в поэзии Нового времени — «Покинутая девушка», 1830-е, Э.Мёрике; «Я в дольний мир вошла, как в ложу…», 1907, А.А.Блока). В лирике второй половины 19-20 века репертуар персонажей, которым автор поручает повествование, уже не ограничивается условными жанрово-тематическими ролями и значительно расширяется: О.Вальцель в 1916 отмечает, что современные ему немецкие поэты «с поразительной уверенностью воссоздают чувства, доверенные ими юной девушке, какаду, запряженной в дрожки лошади, канарейке и даже школьному портфелю» (Walzel). Вместе с тем границы ролевой лирики становятся крайне зыбкими, поскольку ролевой повествователь весьма часто может быть трактован не как дистанцированная от автора фигура, но как внутреннее перевоплощение самого автора, открывающего «другого» в самом себе, примеривающего на себя чужие личности. Так, стихотворение Блока «Я — Гамлет. Холодеет кровь…» (1914) может быть отнесено к ролевой лирики чисто формально (как «повествование от лица Гамлета»), но не содержательно, поскольку очевидным образом воспринимается не как монолог некоего персонажа, дистанцированного от лирического героя поэзии Блока, а как попытка этого лирического героя (поэтического «я» блоковской лирики) войти в личность Гамлета.

Материал по теме:
Ритурнель, риторнель

Словосочетание ролевая лирика произошло от немецкого Rollenlyrik.