Стихотворный размер это форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. В силлабическом стихосложении стихотворный размер определяется числом слогов (8 сложный стих, 11 сложный стих), в тоническом — числом ударений (3 ударный стих, 4 ударный стих), в метрическом и силлабо-тоническом — метром и числом стоп (3 стопный ямб, 4 стопный дактиль).
Интересный факт: самые первые стихи появились в 23 веке до нахей эры. Об их авторе известно лишь то, что это была аккадская принцесса, но ее имя осталось неизвестным.

Понятия метр
В метрическом и силлабо-тоническом обычно различаются понятия метр (определяющий ритмическое строение стиха), размер стихотворный (определяющий длину стиха) и разновидность (определяющая дополнительную специфику ритма, например 4 стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями). Однако эта терминология еще не вполне установилась («метр» и «размер стихотворный» употребляются и как синонимы).
Интересный факт: в русском языке существует 5 стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Зато в арабском языке – 28 стихотворных размеров.

Они по разному соотносятся с членением речи на синтагмы и колоны и, следовательно, с ее интонационным строением. Ближе всего совпадают со средним объемом речевого колона, допускают наиболее естественные и разнообразные интонации и по этому наиболее употребительны в русской поэзии размер стихотворный с длиной строки в 8-9 слогов (4 стопные хорей и ямб, 3 стопные дактиль, анапест и амфибрахий), более короткие звучат отрывисто, более длинные — торжественно и плавно.
Интересный факт: как показывает общий анализ, самыми вдохновляемыми деревьями в России являются береза (84 стихотворений), сосна (51 стихотворений) и дуб (48 стихотворений). Про остальные писали чуть меньше: ива – 42 стихотворения, ель и рябина – по 40 стихотворений, тополь – 36 стихотворений, липа с кленом – по 30 стихотворений.

Эти естественные особенности во взаимодействии с историко-литературными традициями определяют тяготение к тем или иным жанрам и темам. В зависимости от популярности различных жанров и освоения различной тематики употребительность разных размеров стихотворных в истории русской поэзии менялась. В силлабической поэзии 17-18 веков господствовали размеры одиннадцатисложник и тринадцатисложник.
В силлаботонике 18 века господствовали 6 стопный ямб, 4 стопный ямб, вольный ямб и 4 стопный хорей. В первой половине 19 века постепенно осваиваются 5 стопный ямб и 3 сложные размеры. Со второй половины 19 века около четверти всей лирики пишется 4 стопным ямбом, четверть — остальными ямбическим, четверть — хореями, четверть — 3 сложными размерами. В 20 в. в употребление входят дольник и другие чисто-тонические размеры, но основной пропорции групп остаются прежними.