Рассказ это обозначение малого прозаического эпического жанра. Так называли «лирические рассказы» приближаются к «стихотворениям в прозе» («Первая любовь», 1930, И.А.Бунина), но могут быть больше их по объему и выражать более широкую проблематику.
Рассказ и повесть
Слова «рассказ», «повесть», «повествование» изначально не имели жанрового значения и были в основном синонимичны. Значение «повествование» или вообще «история какого-нибудь события» слово «рассказ» сохраняет и позднее.

Отличие рассказа от повести и романа
- Рассказ — произведение, в котором затрагивается, как правило, одно событие;
- Повесть — произведение, где событий обычно много, но все они связываются в одну сюжетную линию;
- Роман — произведение со множеством действующих лиц, вокруг которых строится своя сюжетная линия, следовательно событий в романе великое множество.

Признаки и развитие рассказов
С ростом объема русских повестей в 1830-х возникают предпосылки для жанрового обособления рассказов. В 1840-е В.Г.Белинский уже отделял рассказ и очерк как малые жанры от романа и повести. Но различие между рассказом и повестью основывалось не столько на признаке объема текста, сколько на степени литературной обработанности сюжета: рассказ считался более близким к не преобразованной творчески реальности.
С 1830-х, и особенно со второй половины 19 века распространяются «рассказы из русской истории» — беллетризированное изложение исторических эпизодов либо биографий известных лиц. Таковы заслужившие одобрение А.С.Пушкина исторические рассказы для детей А.О.Ишимовой, впоследствии — подобные им очерки, также называвшиеся рассказы, А.Н.Майкова А.С.Суворина, Н.С.Лескова, историков С.М.Соловьева, Н.И.Костомарова.
Были и рассказы, являвшиеся только стилизацией безыскусственного повествования, как правило, с рассказчиком, который устно излагает некое происшествие, реально имевшее место или выдаваемое автором за таковое.
Белинский видел в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова три повести, очевидно, написанные Печориным, и два рассказа, т.е. историю Бэлы, якобы устно изложенную Максимом Максимычем и только потом записанную офицером-путешественником, и психологический этюд «Максим Максимыч» со сравнительно неразвитым сюжетом. Типичный рассказ второй половины 19 века — «Тупейный художник» (1883) Лескова, имеющий подзаголовок «Рассказ на могиле».
Признак объема окончательно утвердил как жанровый только А.П.Чехов, у которого малый и средний жанры внешне различаются четко, хотя и не по объему сюжета: его рассказ нередко охватывают, как и повести, фактически историю целой жизни («Человек в футляре», 1898, «Ионыч», 1898, «Душечка», 1899, «Архиерей», 1902). Граница между рассказом и повестью иногда достаточно неопределенна и у писателей Серебряного века (Л.Н.Андреев).
В советской литературе были произведения небольшого объема с установкой на весьма широкое содержание: рассказы или короткая повесть А.Г.Малышкина «Падение Дайра» (1923) — такая же попытка возродить героический эпос, как повесть А.С.Серафимовича «Железный поток» (1924). Рассказ «Судьба человека» (1956) М.А.Шолохова литературовед Л.Г.Якименко назвал «рассказ-эпопеей». В 20 веке классик рассказов—Бунин, преимущественно в жанре рассказов проявили себя И.Э.Бабель, К.Г.Паустовский, В.М.Шукшин, Ю.П.Казаков, сатирики и юмористы:
- Н.А. Тэффи;
- А.Т.Аверченко;
- М.М.Зощенко.
Интересный факт: Питер Пэн — мальчик, который никогда не взрослеет. Но вот его создатель хотел, чтобы в реальной жизни дети взрослели и проживали долгую и здоровую жизнь. Поэтому в 1929 году Джеймс Барри передал права на свои сверхпопулярные истории лондонскому педиатрическому госпиталю Грейт Ормонд Стрит. Врачи этого госпиталя еще в XIX веке творили чудеса и проводили уникальные операции на сердце и мозге. Госпиталь спасает детские жизни и сейчас, считается одним из лучших в Европе. Прибыль от продаж, постановок и экранизаций книг Джеймса Барри до сих пор перечисляют на его счет.
Рассказ на западе. Как называется рассказ на западе?
На Западе рассказу соответствует новелла. Ее считают разновидностью рассказа, отличающейся острым, часто парадоксальным сюжетом, композиционной отточенностью, отсутствием описательности. Сложился жанр в Италии в эпоху Возрождения. Сто новелл насчитывает «Декамерон» (1350-53) Дж.Боккаччо. Новеллы писали Маргарита Наваррская, М.Сервантес и др..
Представители
Признанные мастера жанра в 19 веке:
- Э.Т.А.Гофман
- П.Мериме;
- Э.А.По;
- Г.де Мопассан;
- О.Генри;
- Л.Пиранделло;
- Брет Гарт;
- Дж.Лондон;
- С.Цвейг.
В английском языке термину «рассказ» синонимично понятие «short story».