Протограф это первоначальная рукопись, с которой создавались списки, оригинальный текст, который представляет собой источник для других текстов (копий).
Чем протограф отличается от архетипа?
Протограф часто смешивают с архетипом – первоначальным (оригинальным) текстом произведения, который порождает в результате бытования численные варианты. Протограф часто совпадает с архетипом, но в отдельных случаях сохранившиеся списки, т. е. рукописные копии текста, основываются на одном общем протографе, который не представляет собой первичный текст.
Понятие протографа в текстологии характеризует историю текста. В широком смысле термин «протограф» используется для обозначения варианта текста, предшествующего и вошедшего в основу списка или группы списков. При чем памятники литературы и историографии, как правило, создавались с одного списка. Сакральные тексты (Священного Писания и др.) списывались из двух или больше протографов с целью унификации.
Протограф первого издания летописи «Слово о полку Игореве» (1800 г.) утерян при пожаре во время Отечественной войны 1812 г.
Протограф и списки
Исторические факты распространяются переписыванием одной или нескольких оригинальных рукописей, которые повествуют о таком факте. Такие рукописи называются протографами. Протограф – это первый возникший экземпляр памятника литературы. Текст протографа распространяется посредством переписывания. Непосредственно с протографа составлялись списки, которые, в свою очередь, также списывались и появлялись новые списки.
Списки, списанные с протографа, создавались в первые десятилетия после его возникновения и составляли около десятка рукописей. Списки со списков, которые возникали в позднейшие десятилетия, составляли десятки. Только на протяжении полувека в результате списывания протографа появлялось больше сотни списков, относящихся к знаменитым памятникам литературы.
Протографы доходят до нашего времени чрезвычайно редко.
Близкие к протографу списки, существовавшие десятками рукописей, также большей частью не сохраняются. Списки составлялись разными писцами, поэтому тексты копий различались по качеству. Описывая список знаменитого памятника, переписчики допускали ошибки, часто механические: недосмотры, повторы, пропуски. В списках древнерусских летописей встречаются изменения формы слов, например: употребление рєчєть («скажет») вместо рєчє («сказал»), молщє («умоляя») вместо молшє («умолял»), повда «поведал» вместо проповда «проповедал». Это приводило к постепенному искажению текста протографа.
Если протограф сохранился до нашего времени, то списки, сделанные с него, указывают на территорию и период распространения литературного памятника, но не используются для восстановления первоначального текста (за исключением воссоздания утраченных листов текста). Если протограф не выжил, то его текст восстанавливается по спискам.
Протограф и промежуточные списки
При сравнении списков, составленных по общему литературному памятнику, устанавливают их «родственные связи» и близость к оригиналу. Принадлежность списков к одному источнику списков определяется их недочётами.
Если два списка содержат одинаковые речевые ошибки, но во втором из них нет пропуска, присущего первому, то это не всегда квалифицируется как ошибка писаря, иногда это означает о существовании между списком и протографом промежуточного древнего списка, который содержал те же ошибки, но не содержал пропуска. Промежуточные списки между списком и его протографом устанавливаются при условии, что протограф не подвергся переработке в списке.
Восстановление протографа
В исследовании истории текста произведения и родства между списками, восходящих к протографу, учитываются все варианты текста. Однако для восстановления первоначального вида произведения используются только качественные списки, т. е. такие, которые исправляют позднейшие ошибочные чтения (восполняют пропуск, устраняют вставку и пр.).

Текстологическую концепцию восстановления протографа представил в XIX веке немецкий филолог Карл Лахман, который допускал вероятность реконструкции протографа путём выявления общих ошибочных чтений (ошибок) в сохранившихся списках. К. Лахман считал, что одни и те же отклонения от оригинального текста в копиях указывают на их отношение к общему протографу, из которого эта ошибка исходит. Таким образом протографы реконструируются вплоть до архетипов.
Критическое издание
Для восстановления текста протографа создается критическое издание, которое предполагает изучение списков. Распространены два способа критического издания:
- печать восстановленного текста, который не совпадает ни с одним списком. В текст вводятся подстрочные примечания, в которых указываются места, в которых исправлен текст и списки, на основании которых это сделано;
- печать лучшего из сохранившихся списков. В подстрочных примечаниях исправляются ошибки этого текста с отсылкой к спискам, дающим правильное разночтение. Если ни один список не содержит правильного варианта, ошибка исправляется с помощи обоснованной догадки (конъектуры), которую получают с помощью выявления не случайных, а повторяющихся ошибок, общих для некоторых списков.
Если литературные обработки рукописи резко различаются между собой, то в критическое издание входит одна редакция. Вставки из другого варианта помещают в примечании.



