Проповедь это дидактический жанр ораторской прозы, зародившийся в глубокой древности (речи пророков в Библии, Заратустры в «Авесте»; античное красноречие) и достигший расцвета в средние века. Прототипами христианской проповеди, указанными в Деяниях апостолов и Послании к Коринфянам, являются: глоссолалия (даруемая свыше способность говорить на языке, неизвестном говорящему), профития (пророчество) и дидас калия: (учительное наставление). В Византии с 4 века жанр проповеди складывается под влиянием эллинизма (Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст). На Западе принципы проповеди впервые формулирует Блаженный Августин (4-5 века), жанр проповедь на протяжении веков разрабатывают: Амвросий Медиоланский (4 век), Франциск Ассизский (13 век), М.Лютер (16 век), Ж.Б.Боссюэ (17 век).
В Древней Руси жанр проповеди, или церковного красноречия, сложился под влиянием византийской традиции. 12 век называют «золотым веком» древнерусского красноречия, которое приходит в упадок уже к 13-14 векам. В конце 17 — начале 18 века предпринимаются попытки возродить проповедь (Стефан Яворский, Гавриил Бужинский, Феофан Прокопович), но безуспешно; проповедь остается в церковном обиходе. В Древней Руси различалось красноречие дидактическое и эпидиктическое (торжественное). Дидактическое красноречие обычно преследовало чисто практические, назидательные цели и не требовало от автора особого таланта и знаний. Образцы этого типа красноречия, как правило, назывались «поучением» или «беседой», слово «проповедь» в названии древнерусских произведений не употреблялось: «Поучение к братии» Луки Жидяты, «Поучения» Феодосия Печерского и др. Эпидиктическое красноречие требовало особого мастерства: оно ставило широкие общественно-политические и религиозные проблемы и должно было обладать отточенной и продуманной художественной формой — композицией, стилистикой, ритмикой, языком, и системой образов. Произведения эпидиктического красноречия в Древней Руси чаще всего называли «словами»: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Слово на обновление Десятинной церкви», «Слова Кирилла Туровского».