Приём литературный это средство (композиционное, стилистическое, звуковое, ритмическое), служащее для конкретизации, выделения элемента повествования (состояния персонажа, описания, авторской речи и пр.). Под приёмом понимаются также принципы организации литературного высказывания в целом: сюжетно-композиционные, жанровые, стилистические. Выдвигаемое с особой настойчивостью «формальной школой» (ОПОЯЗ) понятие приём включает все те средства и ходы, которыми писатель пользуется при «устроении» (композиции) своего произведения. Объясняется подобное отношение к приёму содержанием опорного пункта эстетики «формалистов» — трактовкой искусства как игры художественного мышления. В практике литературоведения о приёме чаще говорят в связи с утверждением новаторских форм высказывания, при использовании уже устоявшихся приёмом в новых целях.
При этом особое значение приобретает выделенность того или иного приёма, например, введение элементов фантастики и гротеска в сюжет реалистического произведения, совокупность специфических приёмом литературы «потока сознания-орнаментальной и повышенно метафоричной поэзии барокко, необычное использование синтаксической и ритмической организации языка футуристов или понятие «обманутого ожидания» в поэзии и прозе. Помимо «открытых» автором или эпохой, существуют приёмы «автоматизированные», заданные писателю литературной традицией, стертость которых он пытается преодолеть. Однако возможна не только сознательная перестройка традиционных приёмов, но и следование им — как на уровне индивидуального стиля, так и «больших» стилей эпохи, например классицизма. Подражание образцам влекло за собой и выработку стереотипных приёмов, несоблюдение которых рассматривалось как «неправильность». Преодоление возникавших литературных клише также осуществлялось с помощью приёмом. Особую эстетически значимую функцию стереотипные приёмы несут в фольклоре. Сознательное использование или игнорирование литературных приёмов всегда содержательно значимо.