Поэт-лауреат

Поэт-лауреат это придворное звание, введенное в Англии при дворе короля Карла II в 1668; первый поэт-лауреат — Джон Драйден (1668-88). Это название восходит к мифу об Аполлоне и его любимом дереве лавре, которым он повелел венчать поэтов. Эпитет «лауреат» прилагался ко многим поэтам (Ф.Петрарка, Дж.Чосер, Б.Джонсон и др.). Трехвековую историю официального «лауреатства» в Англии можно разделить на пять этапов. На первом этапе (рубеж 17-18 веков) поэты-лауреаты прославляли короля и королевскую семью, но были свободны в выборе форм прославления (поэты-лауреаты: Драйден, Т.Шадуэлл, 1689-92; Н.Тейт, 1692-1715; Н.Роу, 1715-18), при этом лишь Драйдену удалось создать подлинно поэтическое произведение (поэма «Авессалом и Ахитофель», 1681). На втором этапе (после 1713) придворный поэт-лауреат должен был за плату 100 фунтов в год исправно поставлять стихотворения на дни рождения коронованных особ и придворные новогодние празднества. Фиксированная оплата определяла «бытовой» статус одописца — ему в дворцовом ритуале была отведена незначительная роль, а сами праздничные стихотворения заслонены иллюминацией и фейерверком, парадом и банкетом, наконец, по французскому обычаю, оперой. В 18 веке лауреатская ода — весьма курьезный жанр. В ней нет места ни пиндарическому «безумию», ни панегирическому «расчету», одописцу остается механически варьировать одни и те же мифологические формулы и риторические штампы. Основные персонажи — это Монарх и Солнце, уподобляемые друг другу, а также Новый Год и двуликий Янус, повернутый одной стороной к прошедшей славе, а другой — к грядущей, еще большей. Ода устами Дельфийского оракула и друидов предсказывает будущее Монарху— «первому», «наилучшему», «вечному», «Цезарю», «Августу», «Юпитеру», используя из года в год риторические штампы — зачины: «трижды привет тебе!»; обращения к Монарху, Утру, Дню, Новому Году: «дважды счастливое утро!»; призывы к Солнцу, Песне, Музе: «восстань!», «пробудись!», «явись!», «слушай!».

Материал по теме:  Сегидилья

На рубеже 17-18 веков звание поэт-лауреат еще не является клеймом на репутации; однако начиная с Л.Юсдена (1718-30) и особенно в период лауреатства К.Сиббера (1730-57) лауреатские оды и их авторы (У.Уайтхед, 1757-85; Т.Уортон, 1785-90; Г.Дж.Пай, 1790-1813) становятся привычной добычей пародистов. Отчасти потому Т.Грей (в 1757) и В.Скотт (в 1813) отказываются от предложенного им звания. Третий этап — переходный; это период лауреатства Р.Саути (1813-43). Авторитетный поэт, он еще связан придворным заказом, но уже активно борется с заказчиком за свое поэтическое достоинство и, в частности, отказывается от новогодних од и музыкального сопровождения. Тем не менее после согласия на лауреатское звание репутация Саути была безнадежно испорчена; уже через три года он горько сожалел об этом: почему бы «им [двору] честно и открыто не положить конец всей этой глупости; это бы явно послужило к чести двора» (McGuinness). На четвертом этапе обычай, который казался безнадежно устаревшим, был приспособлен к новым условиям. С середины 19 века придворным званием старались отмечать действительно крупных поэтов — У.Вордсворта (1843-50), А.Теннисона (1850-92), Р.Бриджеса (1913-30), из этого списка выпадает только второстепенный поэт А.Остин (1896-1913). Торжественные стихотворения приурочиваются теперь к важным событиям — уже не придворного, а общенационального значения («Ода на смерть герцога Веллингтона» Теннисона, 1852). На пятом этапе (с 1930-х) звание поэта-лауреата присуждают, руководствуясь исключительно художественными критериями, — за выдающиеся заслуги в области поэтического творчества. Поэт-лауреат этого периода—Дж.Мейсфилд (1930-67), С. Дей Льюис (1968-72), Дж.Бетжемен (1972-84), Т.Хьюз (1984-98), с 1998 — Эндрю Моушен.

Материал по теме:  Патерик

Словосочетание поэт-лауреат произошло от английского Poet Laureate.

Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии