«Перевал» это Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей, образованное в 1923 при журнале «Красная новь» литераторами, недовольными догматической политикой «напостовских» групп. В докладной записке в отдел печати ЦК РКП(б), подписанной от имени правления «Перевалом» Артемом Веселым, А.Костериным, Н.Зарудиным, Б.Наседкиным, Д.Петровским, говорилось: «Группа «Перевал» является объединением рабочих и крестьянских писателей, ставящих себе целью художественное оформление действительности и целиком связывающих свою судьбу и задачи с задачами и судьбами революции» (Прожектор. 1925. No 4). Название группы шло от статьи А.Воронского «На перевале» (Красная новь. 1923. No 6), в которой намечались пути становления литературы коммунистического общества. Хотя Воронский не был членом «Перевала», его труды, в частности статья «Искусство как познание жизни и современность» (1923) и книга «Искусство видеть мир» (1928), стали основой эстетической платформы «содружества писателей революции». Своей единственной традицией «Перевал» считал реалистическое изображение жизни, почерпнутое из наследия русской и мировой классической литературы.
Высказываясь в пользу «оформления человеческой личности в ее неисчерпаемом многообразии… за раскрытие внутреннего мира художественными методами, составляющими сложный творческий процесс», перевальцы противостояли схематизации человека, «упрощенству», мелкому бытовизму. Настоящим литературным произведением они признавали лишь такое, в котором «элементы мысли и чувства получают новое эстетическое оформление». Выступая за сосуществование различных группировок и «тесную смычку» писателей разного социального происхождения, «Перевал» выражал признание художественных достижений писателей-попутчиков. Такая позиция привлекла к малочисленной группе писателей разных поколений, и под декларацией «Перевала» (Печать и революция. 1927. No 2) появились имена 59 писателей и критиков (М.Пришвин, А.Платонов, Д.Кедрин, И.Катаев, А.Караваева, С.Малашкин, В.Кудашев, Э.Багрицкий, М.Светлов, Д.Горбов, А.Лежнев, Н.Огнёв и др.). Перевальцы отдавали преимущество не политическому единомыслию, а общности художественных принципов, среди которых были интуитивизм, искренность, «поток внерассудочных восприятий». Горбов писал, что «без культуры чувств и подсознательных, подкожных восприятий действительности наши усилия построить новое общество не могут не оказаться бесплодными» (Горбов Д. Поиски Галатеи). Предметы и факты реальной действительности, преображенные художником в мир «сокровенной богини Галатеи», получали, по мысли критика, «иное, нереальное значение: они предстают там знаками некоей идеальной эстетической системы, созданной замыслом художника» (Там же).
Такими произведениями были повесть Катаева «Молоко» (1930), рассказы Зарудина, руководившего «Перевалом» в 1924-32, его роман в восьми повестях «Тридцать ночей на винограднике» (1933). Одной из сквозных тем было «строительство нового человека», идеал которого «с оглядкой на эпоху Ренессанса» (Катаев) воплощался в форме «живого созерцания» (Воронский). Критик Лежнев выделял книгу Артема Веселого «Россия — кровью умытая» (1929) как наиболее советский тип исторического романа, любопытнейший сплав прошлого с современностью. В 1924-28 группа издавала серию сборников «Перевал» (No 16), затем «Ровесники» (1930, 1932) и антологию «Перевальцы» (1930). Эстетика «Перевала» вызывала ожесточенные нападки со стороны ВАПП — РАПП, несмотря на то, что, как отмечал Лежнев, лозунги психологизма, реалистического метода, преемственности классического наследия были почерпнуты их теоретиками из разработок перевальцев. Под давлением РАПП, после снятия Воронского с поста редактора «Красной нови» и обвинений его в троцкизме, начался отток писателей: Багрицкий перешел к конструктивистам, в ВАПП — Караваева, М.Голодный, И.Евдокимов, Платонов, затем П.Павленко, Пришвин и др. По словам Лежнева, «Перевал» отдал литературной распре много сил и времени, которые как будто можно было употребить с большей пользой для чисто творческой работы, для художественной практики. «Перевал» был ликвидирован после постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932. Катаев, Зарудин, Лежнев, Веселый, Воронский погибли в ходе сталинских репрессий.