Пастораль — что такое, определение, основы

Пастораль - что такое, определение, основы Слова, термины и понятия на букву: П

Пастораль это понятие, относящееся к произведениям европейской литературы 14-18 веков, развивающим идеи и образы античной буколики, а также непосредственного жанрового предшественника — пастурели 12-14 веков. Изначально заложенная в буколике возможность выражения смысла, превышающего ее непосредственное тематическое содержание (уже для Феокрита, ученого александрийца, значимо противопоставление природы и культуры), после эклог Вергилия становится характерной приметой Пастораля.

Пастораль
Пастораль

Исполнена намеков и аллегорий Пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, — писал Петрарка, давая объяснение содержания первой эклоги своих «Буколик» (1346-57), — невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты). Аллегоризм ренессансной Пастораль сменяется пастушестким маскарадом в литературе 17 века (см. Маринизм, Гонгоризм, Прециозная литература), с ее подчеркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утонченными пастухами и пастушками в камзолах и кружевах.

Распространившийся в Европе 18 веке стиль рококо, игривый, балансирующий на грани наивности и фривольности, с фарфоровыми пастушками в великосветских салонах, пейзажными парками с пастушескими хижинами и фермами (как устроенный в 1780-90-е Марией Фёдоровной в Павловске), культивирующий проникнутые анакреонтическим эстетизированным гедонизмом и изяществом малые поэтические формы — с нимфами, музами, грациями, Вакхом и Купидоном, — апофеоз Пастораля, но и последняя страница ее истории: Пастораль превращается в абсолютно условную форму литературной игры.

Основные жанровые формы Пастораля

Основными жанровыми формами Пастораля являются пасторальные эклога, элегия, драма, роман. Одним из первых к наследию древней буколической поэзии обращается Данте (1265-1321), затем — Ф.Петрарка (1304-74) и Дж.Боккаччо (1313-75), следовавшие в своих латинских эклогах Вергилию, но значительно углубившие иносказательность жанра. Столетие спустя в Италии создает свои эклоги Джованни Баттиста Спаньоли Мантуанский (1447-1516).

Известность получают испанские эклоги X. дель Энсины (1469-1529) и Гарсиласо де ла Веги (1503-36), в Португалии эклоги пишет Луис де Камоэнс (1524-80), французская эклога 16 века представлена в творчестве К.Маро и поэтов «Плеяды» П.де Ронсара и Р.Белло, в Италии барочный образец жанра дает Дж.Марино (1569-1625).

Наиболее ранние опыты пасторальной эклоги в Англии принадлежат А.Барклаю (1476-1552), однако самым удачным произведением стал включивший в себя 12 эклог «Пастушеский календарь» (1579) Э.Спенсера. Среди множества подражаний ему выделяются «Пастушеский венок» (1593) М.Дрейтона и «Британские пасторали» (1613-16) У.Брауна; «Пасторали» (1706) А.Филипса и «Пасторали» (1709) А.Поупа; приемы Спенсера пародийно переосмысляет Дж.Гей («Пастушеская неделя», 1714), автор и непасторальных «Городских эклог» (1720). Сочетанием восточной экзотики с буколическим топосом отмечены «Персидские эклоги» (1742) У.Коллинза.

Материал по теме:  Память жанра - что такое, определение

Особое место в истории пасторальной эклоги занимает христианская ее разновидность, имеющая свои истоки как в 4-й эклоге Вергилия, где, вопреки пасторальной традиции, Золотой век помещен не в прошлое, а в будущее и связан с рождением дивного ребенка, так и в пасторальных мотивах евангельских повествований о рождении Христа и притче о добром пастыре, покинувшем стадо из 99 овец ради поисков заблудшей сотой.

Пасторально-эмблематичен и жертвенный образ агнца Божия, кровью своей искупающего грехи человечества. Самой распространенной формой христианской Пасторали становится рождественская эклога. Намек на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога Ф.Патрици «Рождение Христа» (1460).

Создаются и целые циклы эклог, в основе которых — разные эпизоды из жизни Спасителя. Таков цикл из 12 эклог — «Священные эклоги» (1485) А.Джерардини. Появляются эклоги и на ветхозаветные темы. Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового заветов — нидерландский поэт Роберт Обризиус.

В Англии рождественские эклоги пишут Дж.Милтон и А.Поуп. В Германии религиозные «Эклога о кровавом поте Христа», «Эклога, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеская песнь о Христе и воскресение Христа» принадлежат перу Ф.Шпее (1591-1635), во Франции «Священные эклоги» (1659) создает Р.Рапен. От 1-й идиллии Феокрита, с ее песней о смерти мифического пастушеского божества Дафниса, подкрепленной «Плачем об Адонисе» Биона (2 век до н.э.) и «Плачем о Бионе», приписывавшимся Мосху (2 век до н.э.), но принадлежавшим скорее одному из учеников Биона, а также 5-й эклоги Вергилия идет традиция пасторальной элегииплача об умершем. Дань жанру отдали в Италии — Б.Кастильоне (1478-1529), во Франции — К.Маро (1496-1544); в Англии 16-19 веков — Спенсер, Милтон, Поуп, Филипс, Гей, П.Б.Шелли. В 20 веке эту традицию продолжил М.Арнолд («Тирсис», 1867).

Материал по теме:  Трагедия рока

Начало жанровой традиции пасторальной драмы связывают со «Сказанием об Орфее» (1480) А.Полициано, «Эгле» (1545) Дж.Чинтио, но, особенно, с «Жертвоприношением» (1554) А.де Беккари; за ними последовали «Аминта» (1573) Т.Тассо и трагикомедия Дж.Гварини «Верный пастух» (1580-83). Во Франции пасторальную драму, основанную на сюжете романа О.д’Юрфе «Астрея» (1607-18), пишет О.Ракан («Пастушеские сцены», 1625).

Авторами английской драматургической П. стали Дж.Пиль («Суд Париса», 1581), Дж.Лили («Галатея», 1584), Дж.Флетчер («Верная пастушка», 1609), А.Рамзей («Благородный пастух», 1725). Существенное место пасторальные мотивы занимают в английской придворной пьесе-маске и в драматургии У.Шекспира («Два веронца», «Бесплодные усилия любви», обе 1594; «Как вам это понравится», 1599).

Пасторальный роман, восходящий, прежде всего, к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (2-3 века) и предвосхищенный прозометрической, т.е. сочетающей стихи и прозу, Пастораль «Амето» (1341—42) Боккаччо (автора и пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-46), расцветает в творчестве Я.Саннадзаро, «Аркадия» (1504) которого вызывает ряд подражаний: «Диана» (1559) Х.де Монтемайора в Португалии, «Галатея» (1585) М.де Сервантеса и «Аркадия» (1598) Лопе де Веги — в Испании. В большой степени под влиянием «Дианы» пишет во Франции свою «Астрею» д’Юрфе. Пародию на пасторальный роман создает Ш.Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-28). Самый значительный английский пасторальный роман — «Аркадия» («Старая Аркадия», 1580; «Новая Аркадия», 1590) Ф.Сидни; ему подражали Р.Грин («Менафон», 1589) и Т.Лодж («Розалинда», 1590).

Немецкая Пастораль получает распространение первоначально в виде зингшпилей и оперы («Дафна», 1627, М.Опица; музыка Г.Шютца). Перу Опица принадлежит и прозометрическая «Пастораль о нимфе Герцинии» (1630). Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632), «Леориандром и Перелиной» (1642); «Адриатической Роземундой» (1645) Ф.Цезена. О популярности пасторальной тематики свидетельствует организованное в 1644 в Нюрнберге поэтическое общество «Пегницкий пастушеский и цветочный орден» во главе с Г.Ф.Гарсдёрфером и И.Клаем. В 18 веке Пастораль пишут поэты-анакреотики И.В.Л.Глейм, И.П.Уц, И.Н.Гётц, К. и Я.Шмидты.

Теоретическое осмысление Пасторали

Теоретическое осмысление Пасторали начинается с 16 века (Дж.Вида, «Поэтика», 1527; Ю.Ц.Скалигер, «Поэтика», 1561; предисловие и комментарии к изданному в 1579 «Пастушескому календарю» Спенсера, принадлежащие критику, скрывшемуся под инициалами Е.К.).

Материал по теме:  Реалия

Однако предметом довольно оживленных литературных споров Пастораль становится со второй половины 17 века, когда намечается ее явный кризис как формы, полностью исчерпавшей свои возможности, условной и нежизнеспособной. Реакцией на барочную Пастораль, особенно итальянскую и французскую, явилось выступление Рапена, в предисловии к своим «Священным эклогам» призывавшего вернуться к подражанию античным образцам (прежде всего, Вергилию) и изображению пастухов Золотого века.

Против неоклассициста Рапена, в рамках развернувшегося во Франции Спора о древних и новых, направляет свое «Рассуждение об эклоге» (1688) рационалист Б.Фонтенель. Пастораль для Фонтенеля — приятная фантазия, удовлетворяющая человеческому стремлению к счастью, спокойной любви и праздности. Поэтому пастухи в Пасторали должны быть не столь примитивны, как в доисторические времена, но и не столь грубы, как современные: они должны быть отмечены печатью культуры. Полемика была продолжена в Англии, где сторонников находит как точка зрения Фонтенеля (Поуп, Гей), так и Рапена (Дж.Аддисон, Т.Тикелл).

В Германии по поводу Пасторали высказывается в 1730 И.Х.Готшед, занявший компромиссную позицию: разделяя тезис Фонтенеля о принципиальной фиктивности пастухов, он в то же время солидаризуется с английскими неоклассицистами в требовании большей простоты изображения. К концепции Фонтенеля возвращается в 1746 И. А.Шлегель («О естественном в пасторалях»), но он уже вынужден признать, помимо собственно Пасторали, еще и «сельскую поэзию». С выходом в свет в 1756 «Идиллий» швейцарского поэта С.Геснера, принесших ему европейскую популярность, новой судьбой жанра, связанного с пасторальной топикой, и его более распространенным обозначением становится идиллия.

Пастораль в России

В России пасторальная эклога получает отражение в творчестве А.П.Сумарокова («Еклоги», 1774), а также в песенной книжной поэзии. Образец ее—стихотворение П.М.Карабанова «Сердца приобретаются искренностью» (1786), названное им впоследствии «Искренность пастушки», которое было использовано в пасторальной интермедии оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (1890). Среди обращавшихся к Пасторали русских поэтов — М.М.Херасков (1733-1807), А.А.Ржевский (1737-1804), И.Ф.Богданович (1743-44 1803), В.В.Капнист (1758-1823).

Николаев П.А.
Николаев П.А.
Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru
Задать вопрос
Вопрос эксперту
От чего произошло слово: пастораль?
Николаев П.А.
Слово пастораль произошло от латинского pastoralis, что в переводе означает — пастушеский.
Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии