Объективный коррелят — что такое, определение, понятие

Объективный коррелят - что такое, определение, понятие Слова, термины и понятия на букву: О

Объективный коррелят это понятие, введенное в литературно-критический обиход Т.С.Элиотом в статье «Гамлет и его проблемы» (1919) как определение способа художественного выражения эмоции. Объективный коррелят, по Элиоту, обозначает «сочетание предметов, ситуацию, цепь событий, которые являются формулой конкретной эмоции, стоит лишь описать внешние факты, вызывающие определенные переживания, как эта эмоция незамедлительно возникает» (Eliot. 1960).

Объективный коррелят переносит центр внимания с субъекта на объект творчества, с поэта — на произведение как структуру.

Поскольку поэт не может передать читателям свои эмоции или представления непосредственно, должен быть некий «посредник». Таким образом осуществляется взаимодействие между автором и читателем, объективируется то, что хотел сказать автор, делается антиромантический акцент на проблемах мастерства. Еще одно определение Объективный коррелята содержится в статье Элиота «Метафизические поэты» (1921), где говорится о том, что английские поэты-метафизики начала 17 века в лучших своих образцах старались найти словесный эквивалент для состояний ума и чувства.

Материал по теме:  Синоним
Что означает Объективный коррелят ?
Что означает Объективный коррелят ?

Объективный коррелят это своеобразная квинтэссенция того, что Элиот, наряду с Т.Э.Хьюмом и Э.Паундом, постиг в теории и практике французских символистов, утверждавших, что поэзия не выражает эмоции непосредственно, эмоции нужно вызывать опосредованно различными способами. По Малларме, основа поэзии — не идеи, а слова, он исследовал потенциальные возможности слов, взаимодействие которых воспринимал как своего рода балет или музыкальное построение, назвать объект — значит разрушить три четверти наслаждения, рождаемого поэтическим намеком на объект.

Паунд, отдавая должное символизму, писал о необходимости «намечать, намекать, вызывать ассоциацию, суггестировать, а не изображать». Исследователи находили истоки понятия Объективного коррелята у Паунда, У.Уитмена, Ш.Бодлера, американского художника В.Эллстона, у Дж.Сантаяны, Э.Гуссерля, Ф.Ницше, У.Пейтера, С.Т.Колриджа, М.Арнолда, Ф.Г.Бредли, в древнеиндийской эстетике.

Некоторые критики определяют Объективный коррелят как создание образа или ряда образов, выражающих эмоцию персонажа, поэта или их обоих.

Материал по теме:  Реалия

Образ «я вымерил свою жизнь кофейными ложками» в «Пруфроке» (1917) самого Элиота и даже стихотворение в целом рассматривают как Объективный коррелят, выражающий свойственное и Пруфроку, и Элиоту чувство тщеты, суетности, пустоты бытия. В такого рода интерпретациях предполагается, что Объективный коррелят — нечто, само выражающее эмоцию.

На самом деле Объективный коррелят — описание, изображение ситуации, мотивирующей эмоцию героя в стихотворении или драме, эмоцию, которая отличается от эмоции и поэта, и читателя. Отчаяние Гамлета — его эмоция, Объективный коррелят — ситуация, мотивирующая ее, — смерть отца и замужество матери. Элиот расценивал «Гамлета» как художественную неудачу, считая, что эмоции Гамлета по своему масштабу и последствиям неадекватны реальным событиям.

По существу, Элиот искал пути установления в поэтическом произведении гармоничного равновесия между чувствами и эмоциями протагониста и строгой, конкретной мотивировкой их. Он стремился к перенесению в поэзию принципа драмы, где все построено на показе событий, а не на рассказе о них, часто способствующем возникновению неадекватных эмоций. Объективный коррелят стал для Элиота основой его неоклассической имперсональной теории поэзии, основные принципы которой были намечены в эссе «Традиция и творческая индивидуальность» (1919): «Поэзия — это не простор для эмоции… не выражение личного, а бегство отличного» (Писатели США о литературе).

Материал по теме:  Прозаизм - что такое, определение, происхождение, понятие, функции

Объективный коррелят — своеобразная узда, сдерживающая в стихотворении не мотивированные обстоятельствами эмоциональные порывы героя и — в конечном итоге — автора, способствующая «укрощению» романтических эмоций и субъективных излияний «личности» в поэзии. Нечто аналогичное имел в виду К.С.Станиславский, призывая актеров «играть» не чувства, а воспроизводить обстоятельства, в которых они возникают. Концепция Объективного коррелята была широко принята «новыми критиками». Ее разделяли Дж.К.Рэнсом. А.Уинтерс. Э.Вивас, многие шекспироведы.

Николаев П.А.
Николаев П.А.
Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru
Задать вопрос
Вопрос эксперту
От чего произошло словосочетание: Объективный коррелят?
Николаев П.А.
Словосочетание «Объективный коррелят» произошло от английского objective correlative.
Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
От чего произошло словосочетание: Объективный коррелят?
Словосочетание «Объективный коррелят» произошло от английского objective correlative.