Неоклассицизм — определение, что такое, как возник, как формировался

Неоклассицизм - определение, что такое, как возник, как формировался Слова, термины и понятия на букву: Н

Неоклассицизм это в английском литературоведении так именуется период между 1660 и 1780, т.е. от начала творчества Дж.Драйдена до смерти С.Джонсона (1784).Главными представителями неоклассицизма в Англии были Драйден, Дж.Свифт, Дж.Аддисон, Р.Стиль, А.Поуп, Г.Филдинг, О.Голдсмит, С.Джонсон, историк Э.Гиббон. Они считали, что римская литература установила основные литературные жанры на все времена, искусство должно быть профессиональным и следовать классическим образцам (особенно Горацию). Как представители Века Разума они выше всего ставили рационализм, упорядоченность, гармонию, сдержанность. Порядок есть высший закон в Небесах, считал Поуп.

Неоклассицизм обычно рассматривается в рамках литературы Просвещения.

Неоклассицизм в литературе
Неоклассицизм в литературе

Что такое неоклассицизм?

Неоклассицизм это направление в европейской литературе, музыке, живописи, сложившееся в конце 19 — начале 20 века, ориентированное на античную культуру как смысловое пространство и шире — на традицию как устойчивый философский и эстетико-идеологический феномен.

Как возник неоклассицизм?

Неоклассицизм возник в связи с кризисом царившего долгое время в европейской литературе и искусстве романтизма, который философы и художники начала века воспринимали как идеологию и философию буржуазной цивилизации.

Романтизм и классицизм, с их точки зрения, две взаимоисключающие друг друга разновидности мировосприятия, идеологии, формы искусства. Первая знаменует собою разгул страстей, хаос, эмоции, обожествление человека, апелляцию к его индивидуальной свободе, вторая — порядок, контроль, гармонию.

В романтизме видели главный источник общественных и литературных бед, в Руссо — их инициатора. «Романтизмом» было для них всякое искусство, основанное на гуманистическом идеале, в том числе и конкретно-историческое направление первой половины 19 века. Источники для развития современного искусства они, как правило, искали в доромантическом прошлом.

Материал по теме:  Серебряный век - что такое, определение, когда был, понятие
Ж.Ж.Руссо
Ж.Ж.Руссо

Как формировался неоклассицизм?

Неоклассицизм формировался как феномен модернизма, пересматривающего отношение искусства ко времени, переосмысляющего соотношение: прошлое—настоящее—будущее как перманентное, бесконечное настоящее, ознаменованное пространственным толкованием времени и истории в духе А.Бергсона или Ф.Г.Бредли.

Почти во всех странах Европы, особенно во Франции, России, Германии, Италии предпосылки для неоклассических интерпретаций исторически удаленных культур дал символизм, в эстетике которого ритуальные формы искусства, ориентированные на преодоление границ реальности и экстатическое освобождение духа, эстетический катарсис, — играли ведущую роль (театр И.Анненского, В.Брюсова, Вяч.Иванова, Ф.Сологуба и др.).

В Англии, где символизм не получил развития, неоклассицизм нашел выражение в философии Т.Э.Хьюма (1883-1917), в эстетике и поэтической практике имажистов (см. Имажизм), в теории традиции и поэзии Т.С.Элиота (1888-1965). Английскому неоклассицизму близок американский вариант неоклассицизма начала века— «неогуманизм» И.Бэббита (1865-1933) — «спасительная для человечества» философия жизни, основанная на классических нормах нравственности и искусства, толкуемых как самодисциплина, «внутренний контроль», сдерживающий разгул природных инстинктов человека.

Неоклассицисты исходили из идеи дисгармоничности мира и необходимости внесения в него гармонии, порядка.

При этом идея порядка имела для них не формально-стилистический смысл, а соотносилась с упорядочением «человеческого духа». «Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все окружающее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем» (Стравинский). Для Хьюма неоклассицизм — строгое геометрическое искусство Нового времени, основанное на догме первородного греха и признании человека существом ограниченным, дисциплинируемым лишь порядком, традицией.

Материал по теме:  Эстетизм - определение, понятие, что такое, задачи, тезисы, кредо, роль

Во Франции неоклассицизм рубежа веков представлен прежде всего критикой, публицистикой, поэзией Шарля Морраса (1868-1953), известного своими монархическими взглядами. Вместе с поэтом Жаном Мореасом в 1890 он основал поэтическую группировку «Романская школа», в творческих установках которой проявились неоклассические тенденции: критика чрезмерного субъективизма, утверждение необходимости оздоровления искусства путем возврата к традициям «латинского гения», античного искусства и французской литературы 17 века, стоявшей на страже интересов «государства, собственности, семьи и религии».

Моррас был одержим идеей великой европейской цивилизации, традиции которой зародились в Греции, были продолжены в Риме, а позже с римскими легионами и колонистами распространились по Франции, Испании, вверх по Рейну, наиболее полно воплотившись во Франции. Неоромантизм Морраса был связан с воинствующим национализмом, характерным для возглавлявшейся им монархической группы «Аксьон Франсез», придавшей политическую окраску осуждению романтизма как синонима республики, демократии, «разнузданных сил анархии».

Что характерно для неоклассицизма?

Для неоклассицизма характерно стремление возродить традиции, некогда свидетельствовавшие о расцвете национальной культуры, но в эпоху романтизма находившиеся практически в пренебрежении. Стравинский черпал вдохновение из барочной классики И.С.Баха и Г.Ф.Генделя, Элиот в поисках источников для обновления современной поэзии и драмы обращался к творчеству поздних елизаветинских драматургов, к поэзии Дж.Донна и поэтов-метафизиков 17 века, к барочному классицизму Драйдена.

Материал по теме:  Структурализм - определение, что такое, специфика, направления, понятие структуры

При этом неоклассицисты отстаивали не четкость художественного мышления, а систему мировосприятия, свойственную эпохе барокко, казавшейся им родственной их «тяжелым временам». В отличие от европейского классицизма 17—18 веков, античность для неоклассицизма — не идеал культуры, не стилевой эталон, а материал для ассоциативных вариаций современных социокультурных и эстетических проблем. И если для классицистов 18 века (И.В.Гёте, Ф.Шиллер, Г.Э.Лессинг) античность — тайна всего человечества, общепланетарное явление, то для Элиота, О.Э.Мандельштама, Б.Л:Пастернака «Греция и Рим — прародина Европы», классические языки и культура — ее истоки.

В неоклассицизме очевидна сознательная модернизация культуры прошлого.

Диапазон античных реминисценций в нем широк: от моды на греческие прически и хитоны до увлечения неоплатонизмом, обращения к жанру трагедии, стремления к синтезу искусств, использованию мифологических сюжетов, мотивов, персонажей, от хореографии А.Дункан до метроритмических экспериментов в стихосложении. Античные сюжеты, каждый по-своему, разрабатывали О.Бёрдсли, О.Уайлд, И.Анненский, Н.Гумилев, М.Цветаева, М.Кузмин, А.Ахматова, О.Мандельштам, композитор А.Скрябин, художники «Мира искусства», Элиот, Дж.Джойс.

Разные эпохи находили в античной культуре нечто близкое себе, но лишь в 20 веке реалии современной жизни приходят в столь явное противоречие с античными представлениями о мере и гармонии, что их сопоставление с античностью гротесково и иронично (Дионис у Ницше, персонажи «Лисистраты» Аристофана у Бёрдсли, Улисс у Джойса, позднее — Сизиф у Камю).

Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии