Направление, течение, школа это исторически складывающиеся в ходе литературного процесса художественные общности. Под направлением первоначально понимали общий характер всей национальной литературы или какого-то ее периода, а также цель, к которой ей следует стремиться.
Направления в литературе
В 1821 профессор Московского университета И.И.Давыдов заявил, что от ученых обществ «русская словесность может и должна получить настоящее свое направление»; в 1822 определить направление и успехи русской литературы призвал профессор А.Ф.Мерзляков, в 1824 В.К.Кюхельбекер напечатал статью «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие».

В статье И.В.Киреевского «Девятнадцатый век» (1832) «господствующее направление умов» конца 18 в. определялось как разрушительное, а новое — как состоящее «в стремлении к успокоительному уравнению нового духа с развалинами старых времен…
В литературе результатом сего направления было стремление согласовать воображение с действительностью, правильность форм со свободою содержания… одним словом, то, что, напрасно называют классицизмом, с тем, что еще неправильнее называют романтизмом».
Как результат направление умов упоминались последние произведения И.В.Гёте и романы В.Скотга. К.Л.Полевой прямо применил слово «направление» к неким этапам литературы, не отказываясь и от более широких его значений.
В статье «О направлениях и партиях в литературе» он назвал направлением «то, часто невидимое для современников внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем или по крайней мере весьма многим произведениям ее в известное, данное время… Основанием его, в общем смысле, бывает идея современной эпохи или направление целого народа.
Критика тех лет упоминала разные направления:
- «народное»;
- «байроническое»;
- «историческое»;
- «немецкое»;
- «французское».
П.А.Вяземский в книге «Фон-Визин» (1830) выделял сатирическое направление в русском театре от А.П.Сумарокова до А.С.Грибоедова. Центральным понятием направления стало в критике В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. В разговорной речи «писатель с направлением» означало писателя тенденциозного.
Вместе с тем под направлением понимали самые разные литературные общности. Ф.М.Достоевский в антидобролюбовской статье «Гн — бов и вопрос об искусстве» (1861) признает наличие литературных партий «в смысле несогласных убеждений» и «необходимость дельного направления в литературе» («мы сами жаждем, алчем хорошего направления и высоко его ценим»), но он против узкого понимания общественной пользы искусства «направлением утилитаристов».
Течение
Появление термина: течение

Постепенно наряду с понятием «направление» начинает употребляется почти синонимичное, но более нейтральное, не связанное с демонстративной тенденциозностью, понятие «течение». Оно также отличается неопределенностью, иногда еще большей, чем «направление», — как в брошюре Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893).
К.Д.Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэзии» (1904) тесно связал символизм «с двумя другими разновидностями современного литературного творчества, известными под названием декаденства и импрессионизма», считая, что на самом деле «все эти течения то идут параллельно, то расходятся, то сливаются в один поток, но, во всяком случае, они стремятся в одном на правлении».
Литературоведение первой трети 20 в. охотно использовало по отношению к самым значительным литературным общностям термин стиль в широком искусствоведческом смысле (П.Н.Сакулин, В.М.Фриче, И.А.Виноградов и др.), иногда — «стиль эпохи», о «стилях эпохи» вспоминали и много позднее (Д.С.Лихачев, А.В.Михайлов).
Направление и течение
Советские теоретики пытались упорядочить употребление слов «направление» и «течение», исходя не столько из их исторического функционирования, сколько из своих логических построений. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой направление — большие литературно-художественные общности, формируемые единством творческого метода: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Принято было также считать направлением: ренессансный и просветительский «реализм», барокко, натурализм, символизм, социалистический реализм.
https://www.youtube.com/watch?v=tV3epsMXlyY
Маньеризм, рококо, предромантизм (отождествлявшийся с сентиментализмом), импрессионизм, экспрессионизм, футуризм вызывали в этом смысле сомнения. Неопределенным был статус модернизма, которым ортодоксальная советская теория предпочитала не заниматься. А.Н.Соколов внес в распространенную элементарную схему коррективы.
Он признал, что в основе направление — близость содержательных принципов. Но, например, романтический период может продолжить свое существование за пределами романтического направления (творчество А.А.Фета, А.К.Толстого, Я.П.Полонского), бывают и направления, не выработавшие собственного метода, как сентиментализм, сложившийся в борьбе с классицизмом и подготовивший новый, романтический метод.
Течение было признано разновидностью направления, выделяемой по эстетическому, а чаще идеологическому принципу. Романтизм делился на революционный (в смягченном варианте — прогрессивный) и реакционный (в смягченном варианте — консервативный).
Во французском классицизме разграничивали течения, основанное на традиции рационализма Р.Декарта (П.Корнель, Ж.Расин, Н.Буало), и течения, больше усвоившее сенсуалистскую традицию П.Гассенди (Ж.Лафонтен, Ж.Б.Мольер).
В русском реализме 19 века У.Р.Фохт противопоставил психологическое и социологическое течение. По самым разным признакам выделяли несколько течений в социалистическом реализме. Г.Н.Поспелов развел «литературные направления» и «идейно-литературные течения»: вторые не являются составляющими первых, те и другие только пересекаются. Более важными представляются течения.
Они отличаются идейно-художественной областью, прежде всего, общностью проблематики. Направления, по Поспелову, выделяются по принципу наличия творческих программ, и до классицизма их не было. Течения же признаются на ранних стадиях литературного развития, начиная с античности. Реализм делится как на течения, так и на направления — по различным признакам.
Западное литературоведение обычно игнорирует понятие направления и течения как схоластические. Р.Уэллек и О.Уоррен подчеркивают несовпадение самосознаний литературных общностей и их обозначений исследователями: в английском языке наименование «Эпоха гуманизма» впервые зафиксировано в 1832, «Ренессанс» — в 1840, «романтизм» — в 1831 (у Т.Карлейля) и затем в 1844 (английские романтики так себя не называли, ок. 1849 к ним причислили С.Т.Колриджа и У.Вордсворта).
Однако ввиду наличия программ, манифестов, фактов сходства между национальными литературами Уэллек и Уорен настаивают на необходимости понятия периода.
Школа
Школа это небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, более или менее четко сформулированных теоретически. Школой была в 16 в. группа «Плеяда». В 18 в. немецкий классицист И.Х.Готшед выступал против барочной напыщенности «второй силезской школы».
На рубеже 18-19 веков сложилась «озерная школа» английских романтиков. В начале 1820х распространились понятия «романтическая поэзия», «романтический род», «романтическая школа». В.А.Жуковского и позже именовали основателем русской «романтической школы». Русский реализм вызревал в рамках «натуральной Школы»