Мора, хронос протос

Мора, хронос протос М
Мора, хронос протос
Мора, хронос протос

Мора, хронос протос (греческое chronos protos – первичное время) это в античной метрике: единица измерения длительности стихотворной стопы; промежуток просодического времени, соответствующий одному краткому слогу.

Происхождение

Метрическое стихосложение оформилось в древние времена, когда поэзия существовала в сочетании с музыкой. Поэтому в античной метрике звуки измерялись по долготе: количеством просодического времени, требуемым для произношения гласного звука. Единицей измерения длины звука, т. е. наименьшим временным промежутком, называлась мора, или доля.

Лингвистический термин «мора» происходит от латинского слова mora («задержка, промежуток времени»), которое также использовалось для перевода греческого слова chronos («время») в его метрическом смысле. В греческой поэтике мора известна по названию chronos protos, что в переводе означает «первичное время», аналогично латинскому tempus primus. Для обозначения моры часто употреблялся символ Ој.

Матра

Мора использовалась в качестве основы звуковой системы более двух тысячелетий назад в древнеиндийских языковых школах, изучающих научные и религиозные тексты санскрита. В санскритской просодии и метрике мора получила название «матра».

Материал по теме:  Метатеза

Мора в слоге

В античной метрике слоги разделяются по степени долготы на краткие и долгие. Длительность краткого слога (U) равняется одной море: U (краткий слог) = 1 мора.
Долгий слог (–) составляет две моры. – (долгий слог) = 2 моры.
Это обусловлено тем, что в древнегреческом языке краткий (слабый) гласный звук составлял одну мору, а долгий (сильный) гласный представлял собой последовательность двух кратких гласных.

По числу мор слоги разделяются на:

  • мономорные («лёгкие») – слоги, содержащие одну мору;
  • биморные («тяжёлые») – слоги, содержащие две моры;
  • триморные («сверхтяжелые») – слоги, содержащие три моры. Этот тип слогов относительно редок;

Некоторые языки, например, такие, как древнеанглийский и современный английский, содержат слоги до 4 мор. Сочетание долгих и кратких слогов образует стихотворную стопу – ритмический элемент стиха.

Рациональные и иррациональные слоги

Несмотря на неделимость моры как наипростейшего элемента стопы, не все слоги – традиционно кратные море (рациональные). В античной метрике различали иррациональные слоги – слоги, длительность которых превышала мору или не составляла одной моры. Например, в циклическом дактиле долгий слог занимает больше просодического времени, чем две моры, а первый краткий слог не содержит полную мору.

Материал по теме:  Молодая вена

Мора в стихотворной стопе

Стихотворная стопа в греческом и латинском стихосложении напоминала музыкальный такт, обуславливая не чтение, а напевание поэтического текста. Ритм в стихах образовался чередованием долгих и кратких слогов.

В зависимости от длительности стопы, т. е. от количества мор, входящих в её состав, в метрическом стихосложении различают следующие виды стоп:

Различают стопы и большей долготы, например, 8-дольные (амебей), 9-дольные (пробрахий) или 10-дольные (молоссоспондей).

Равномерность стоп

Ритмическое разнообразие античных стихов обусловлено широкой вариацией сочетания долгих и кратких слогов в пределах стопы. В античной метрике стопы группировались на основе их равномерности, т. е. равного числа мор, а не по количеству слогов и ударений, которое в дальнейшем учитывалось в силлабо-тонической системе стихосложения. Поэтому равные по числу мор, но разносложные стопы часто заменяли друг друга в античных метрах. Например, трёхсложная стопа дактиля (– U U) заменялась двусложной стопой спондея (– –), поскольку обе содержат 4 моры.

Материал по теме:  Многосоюзие

Ипостаса стоп

Замена одной стопы другой на основе равномерности получило название ипостасы стоп. Однако, этот принцип не применялся в античных метрах со строгими схемами. Например, в метрической структуре дактилического гекзаметра, стихотворного размера «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, допустимы исключительно два типа стоп – дактиль и спондей. Включение других четырёхморных стоп приводит к смещению сильных позиций и нарушению ритма стиха.

В античной поэзии также встречается взаимозамещение неравнодольных стоп при изменении темпа произношения. Например, стопа ямба в ямбическом триметре сменяется ускоренным анапестом, что усиливает восходящий ритм стиха.

Слово мора произошло от латинского mora, что в переводе означает промежуток времени, пауза.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма; истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: