Монтаж это способ построения кинематографического, театрального, а также литературного произведения, при котором преобладает прерывность (дискретность) изображения: в текстах соседствуют весьма разные предметы, впрямую между собой не связанные, удаленные друг от друга в изображаемом времени и пространстве. В качестве рабочего термина и творческого лозунга слово монтаж упрочилось в киноискусстве первых десятилетий 20 века. Впоследствии монтаж стал одним из опорных понятий у сторонников авангардизма. Функция монтажа при этом понималась как констатация случайных связей между фактами и явлениями, обыгрывание диссонансов, интеллектуализация произведения, отказ от катарсиса, «фрагментаризация» мира, разрушение естественных взаимосвязей между предметами. Монтажностью в этом смысле отмечены эссеистика B.Б.Шкловского, проза Дж.Дон Пассоса, «Контрапункт» (1928) О.Хаксли, «Улисс» (1922) Дж.Джойса, «новый роман».
Термин монтаж используется и в более широком смысле: как активно проявляющая себя в произведении композиция, при которой внутренние, эмоционально-смысловые связи между персонажами, событиями, эпизодами оказываются более важными, чем их внешние, причинно ременные сцепления. Такого рода монтаж позволяет художнику осваивать непосредственно не наблюдаемые, сущностные взаимосвязи явлений, углубленно постигать мир в его многокачественности, противоречивости и единстве. В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1929-40) сюжетные линии «сцеплены» между собой монтажно: более ассоциативно, на уровне глубинно смысловом, нежели внешне, в качестве системы причин и следствий.
Слово монтаж произошло от французского montage, что в переводе означает — сборка.