«Молодая вена» это кружок австрийских поэтов, писателей, журналистов и литературных критиков (Вена, 1891-97) во главе с Германом Баром (1863-1934), объединившихся вокруг журналов «Модерне рундшау» (1890-91) и «Винер рундшау» (1896). Противопоставляя себя эстетике натурализма, участники «молодой Вены» разделяли позиции различных литературно-художественных течений — символизма, импрессионизма, неоромантизма, декаданса. Сам Бар проделал эволюцию от юношеского увлечения натурализмом к апологетике импрессионизма, в русле которого главным образом и действовала «молодая Вена», а с 1910-х — в русле экспрессионизма, что отразилось в его романе «О, человек!» (1910), в романах же последнего периода отдал дань настроениям мистицизма и шовинизма. Среди ведущих представителей «молодой Вены» — Артур Шницлер, Гуго фон Гофмансталь и Петер Альтенберг (псевдоним Рихарда Энглендера). К «молодой Вене» примыкали также Р.Беер-Хофман, Ф.Зальтен, Ф.Дёррман, О.Штёссль, Р.Ауэрнхаймер, Л.Ф.Андриан, П.Вертхаймер, Л.Эберман, Г.Шварцкопф, Ф.Шупп, П.Гольдман, К.Федерн. Большинству из них было свойственно пессимистическое в своей основе мироощущение, замкнутость в кругу малых форм, гипертрофированная изнеженность, «сенсибилизированность» и нервность стиля, едва ли не граничащая с патологией, тяга к «точечной» фиксации хаоса жизненной реальности. Для Бара образцом являлись французские символисты и О.Уайлд, а в философском плане — теоретические положения Э.Маха.
Девизом Шницлера было выражение «Все мы играем; мудр тот, кто знает это». Мотивами смерти, обреченности, усталости от жизни, источника ужасного и безобразного, оскорбляющего мир изысканных грез, наполнены произведения Хофмансталя. Очарование чувственной пластики мира, прелесть телесного совершенства и женской красоты, музыкальный и цветовой хаос бытия, неясные движения души — в центре внимания миниатюрно «микроскопической» прозы Альтенберга, которая хотя и представляла собой мозаику сиюминутных впечатлений, не была, однако, чужда тенденции к философским обобщениям. Основным местом собраний литераторов «молодой Вены» было венское кафе «Гриенштадль» на Михаэлерплац, получившее, после того как в нем обосновались члены «молодой Вены», шутливое название «GroPenwahncafe», т.е. «кафе мании величия», что говорит о степени амбициозности «молодых гениев». Ряд литературоведов характеризует творчество «молодой Вены» как своеобразную австрийскую разновидность импрессионизма рубежа веков — «венский модерн», сложившийся, как писал его современник О.Вейнингер в книге «Пол и характер» (1903), «во время расплывчатости, смутных настроений и бессознательной философии».
Словосочетание «молодая Вена» произошло от немецкого «Wiener Modeme».