Метр — что такое, определение, схема, примеры. Метр в стихосложении

Метр - что такое, определение, схема. Метр в стихосложении Слова, термины и понятия на букву: М

Метр это самая общая схема звукового ритма стиха, т.е. предсказуемого появления определенных звуковых элементов на определенных позициях. В расширительном смысле слово «метр» применяется к любой системе стихосложения. Но в таком применении понятие «метр» практически совпадает с понятием «ритм», поэтому обычно слово «метр» применяется не к упорядоченности словоразделов между стихами и частями стиха, а к упорядоченности различным образом выделенных слогов внутри стиха. В таком значении слово «метр» применяется лишь к метрическому стихосложению (выделение долгих и кратких слогов) и к силлабо-тоническому стихосложении (выделение ударных и безударных).

Понятие стопы, метра и стихотворного размера
Понятие стопы, метра и стихотворного размера

Интересный факт: самые первые стихи появились в 23 веке до нахей эры. Об их авторе известно лишь то, что это была аккадская принцесса, но ее имя осталось неизвестным. 

Метрическое стихосложение

В метрическом стихосложении употреблялось свыше 20 стоп, в силлабо-тоническом — пять стоп (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Каждый «метр» (например, ямб) дает несколько стихотворных размеров (см. Размер стихотворный; 4-стопный ямб, 3-стопный ямб, чередование 4 и 3-стопного ямба и пр.), а каждый размер — несколько разновидностей (4-стопный ямб со сплошными мужскими клаузулами, с чередованием мужских и женских, мужских и дактилических клаузул и пр.).

Материал по теме:  Тетраметр
Пример: стопы, метра и стихотворного размера
Пример: стопы, метра и стихотворного размера

Интересный факт: в русском языке существует 5 стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Зато в арабском языке – 28 стихотворных размеров.

Варианты слогового заполнения, примеры

Варианты слогового заполнения сильных и слабых мест имеют различную степень употребительности, здесь различаются константа (так, на последнем сильном месте русского 4-стопного ямба употребляются исключительно ударные слоги), доминанты (так, на слабых местах русского 4-стопного ямба употребляются преимущественно безударные слоги) и тенденции (так, из трех первых сильных мест русского 4-стопного ямба ударение реже всего появляется на третьем, чаще всего — в 18 века на первом, а в 19 веке на втором месте).

Ритм - определение и пример
Ритм — определение и пример
Материал по теме:  Терцет - что такое, определение. Терцет в литературе

Различные сочетания допустимых вариантов заполнения сильных и слабых мест образуют «ритмические вариации» каждого размера, так, античный дактилический гекзаметр имел 16 ритмических вариаций, а русский 4-стопный ямб — 7 (не считая сверхсхемно ударных): «Пора, пора! рога трубят», «Благословен и тьмы приход», «У нас немудрено блеснуть», «Разбить сосуд клеветника», «Для полугородских полей», «Адмиралтейская игла», «Изволила Елисавет».

Из этих ритмических вариаций 4-стопного ямба первая, полно ударная, четче всего выражает «первичный ритм» метра в целом (в ней ярче всего контраст между сильными и слабыми местами), а шестая и седьмая, мало ударные, «вторичный ритм» тенденций, характерных для стиха сменяющихся эпох («Изволила Елисавет» — для 18 века, «Адмиралтейская игла» — для 19 век, «метр» здесь один, но «ритмический импульс», «ритмическая инерция», «ритмический образ», складывающийся из предпочтительных в данную эпоху вариаций, различен).

В реальном звучании стиха «метр» может искусственно подчеркиваться (см. Скандирование) — особенно в тех ритмических вариациях, которые могут входить в контекст разных метров (так, строка «Изволила Елисавет» возможна в контексте и 4-стопного ямба и 3-стопного амфибрахия), но в принципе это необязательно и относится не к стиховедению, а к декламации.

Метр при сочинении стихов

При сочинении стихов поэт обычно сперва ощущает «метр» как общую звуковую схему («гулритм», по выражению Маяковского), которой должны соответствовать будущие стихи, а потом реализует ее в конкретных словосочетаниях, дающих ритмические вариации «метру».

Материал по теме:  Усечение - что такое, определение

Интересный факт: как показывает общий анализ, самыми вдохновляемыми деревьями в России являются береза (84 стихотворений), сосна (51 стихотворений) и дуб (48 стихотворений). Про остальные писали чуть меньше: ива – 42 стихотворения, ель и рябина – по 40 стихотворений, тополь – 36 стихотворений, липа с кленом – по 30 стихотворений.

Метр при восприятии стихов

При восприятии стихов, наоборот, читатель сперва видит конкретные ритмические вариации, а потом по ним угадывает тот «метр», которым написано стихотворение. (Первый подход побуждает представлять ритм как «отклонение от метра», второй — как «воплощение метра», оба они—односторонние.)

При исследовании же стихов главная задача состоит в том, чтобы выделить из общей взаимосвязности различные элементы ритма, установить (обычно с помощью статистических подсчетов), какие из них и насколько правильно повторяются (т.е. являются константами, доминантами, тенденциями) и вывести из этого общую схему «метра».

Вопрос эксперту
От чего произошло слово: «метр»?
Слово «метр» произошло от греческого metron, что в переводе означает — мера, размер.
Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
От чего произошло слово: «метр»?
Слово «метр» произошло от греческого metron, что в переводе означает — мера, размер.