Лирическая проза

Лирическая проза это стилистическая разновидность прозы, организующим смысловым и композиционным центром которой служит жизнь сознания героя, воплощенная в цепи душевных переживаний и мыслей. Набор ключевых стилистических признаков лирической прозы обусловлен сосуществованием и взаимодействием в ее поэтике свойств лирики и эпоса. Лирическая проза унаследовала от лирики субъективизацию повествования, преломление мира в индивидуальном сознании, представление о внешней действительности как об элементе этого сознания. К признакам лиризации прозы следует причислять моноцентричность повествования и монологизацию: как правило, в лирической прозе смысловым и структурным ядром служит один, обычно отчужденный от мира и/или ощущающий свою суверенность герой, чья точка зрения сближена с точкой зрения автора; «единовластный» монолог сознания главного героя «поглощает» и «впитывает» в себя весь мир и все повествование, делая второстепенных персонажей своими объектами, лишенными смыслового и композиционного «равноправия» с главным героем. К лирическим свойствам лирической прозы относятся и ее смысловая и образная насыщенность и многомерность, усложненность тропов и суггестивность.

Материал по теме:  Мещанская драма

Явления, факты действительности излагаются не в естественной их последовательности, а «излучаются» в порядке их осмысления, душевного освоения, воспоминания, непосредственного созерцания, предположения, обобщения, по принципу ассоциации и аналогии и даже в порядке отражения этих событий в больном, галлюцинирующем сознании. К эпической «наследственности» относится присутствие в ней сюжета (в ослабленной, редуцированной форме), фокусировка внимания на объемности характера (прежде всего главного героя) и всестороннее его раскрытие, привнесение и осмысление социальных связей, система мотивировок, а также установка на познание мира — с помощью индивидуального сознания. Поэтика лирической прозы включает такие композиционно-стилистические приемы, как внутренний монолог героя (как правило, в форме «потока сознания», часто в него включается диалогизирующее начало, самоанализ — наблюдение персонажа за рождением собственных мыслей и чувств, их жизнью и развитием, их воплощением в реальности и исчезновением); исповедь и дневник — формы психологизации, часто характеризующиеся автобиографизмом (мироощущение героя максимально сближено с мироощущением автора); различные хронологические деформации — разъятие времени на интенсивно проживаемые мгновения, причудливые конфигурации элементарных частей события, ретроспективность, импрессионистичность.

Материал по теме:  Автобиография - определение, термин, что такое, виды, роль

Истоки лирической прозы восходят к эссеистике М.Монтеня и Б.Паскаля, литературе путешествий сентиментализма, к романтизму с его моноцентризмом, монологизацией, психологизацией и тяготением к формам исповеди и дневника. К лирической прозы относятся цикл стихотворений в прозе «Senilia» (1877-82) И.С.Тургенева, «С того берега» (1847-50) А.И.Герцена; примыкает «Степь» (1888) А.П.Чехова с ее единством настроения, образующим лирический сюжет, поэтическим колоритом, смысловой насыщенностью, ритмизацией повествования, богатством красок пейзажа. В Европе мастером лирической прозы считается М.Пруст, чей цикл романов «В поисках утраченного времени» (1913-27) представляет собой классический вариант лирической прозы. Свойствами лирической прозы обладают и философские «опыты» Г.Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854). На рубеже веков вклад в развитие формы и содержания в неё внесли символисты, широко применявшие принцип лейтмотивности, тесно связанный с музыкальным началом повествования и импрессионистичностью. Исследуя жизнь души и ума, символисты (А.Белый, Ф.Сологуб, В.Брюсов) превращали мир в принадлежность сознания героев или «мозговую игру» автора, выполняющего функцию семантико-композиционной «точки отсчета», что активизировало внесюжетные элементы и привносило в эпическое повествование ощутимую лиризацию — смысловую и стилистическую. В 20 веке лирическая проза приняла очертания лирического романа, продолжая свое существование и в других жанрах. Плодотворное воздействие на лирическую прозу оказала орнаментальная проза (Б.Пильняк, М.Зощенко, И.Бабель, «Серапионовы братья»)

Материал по теме:  Психологическая школа
Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии