Латинская литература это литература народов Западной Европы после 5 века, развивавшаяся на латинском языке. Латинская литература играла ту же историческую роль, что византийская литература в Восточной Европе: была связующим звеном между античностью и новыми национальными литературами. В раннее Средневековье она была единственной, в зрелое Средневековье — одной из ведущих письменных литератур, в эпоху Возрождения — главной школой усвоения «возрождаемой» культуры античности. В латинской литературе средних веков преобладало религиозное содержание (в прозе—жития святых, «видения», проповеди, в поэзии — дидактический эпос, лирические гимны и секвенции), в латинской литературе Возрождения — светское содержание в античных жанровых формах (речи, письма, элегии, идиллии, стихотворные послания, сатиры, эпиграммы, стихи на случай). Рассчитанная на образованного читателя, латинская литература тем не менее пользовалась и народным материалом, перерабатывая фольклорные повествовательные сюжеты и усваивая народные песенные ритмы.
Основные этапы развития латинской литературы
- «Темные века» (середина 6 — середина 8 века): традиция светского образования прекращается, немногочисленные памятники античной литературы продолжают читаться лишь в монастырях; писатели этого времени редки и разобщены (в Галлии — поэт Венанций Фортунат и историк Григорий Турский, 6 век; в Испании — энциклопедист Исидор Севильский, 7 век; в Англии — историк Беда Достопочтенный, 8 век.
- «Каролингское Возрождение» (или «вергилианское») (середина 8-9 веков): при дворе Карла Великого собирается придворная «академия» (историк и поэт Павел Диакон из Италии, поэт и педагог Алкуин из Англии, поэт Теодульф из южной Галлии; их ученики-франки — поэт Ангильберт, историк Эйнхард и др.), наследниками ее становятся монастырские школы (энциклопедист Храбан Мавр, философ Иоанн Скот Эриугена, поэт Валафрид Страбон,; имнограф Ноткер Заика), традиции светской культуры сохраняют придворная лирика Седулия Скота, «каролингские ритмы» о современных событиях, героическая поэма «Вальтарий».
- «Оттоновское Возрождение» (или «горацианскотеренцианское») (10 — начало 11 века): центр его—императорский двор и германские монастыри, крупнейшие фигуры — поэтесса Хросвита («комедии» на житийные темы) и историк Лиутпранд; в 11 веке появляется латинская любовная лирика («Кембриджские песни») и «Руодлиб», первый европейский рыцарский роман в латинских стихах.
- «Овидианское Возрождение» (конец 11-12 веков.): основной культурный центр перемещается во Францию, монастырские школы оттесняются епископскими, идеология духовенства подвергается влиянию рыцарской; оживает философия (П.Абеляр), философская публицистика (Иоанн Солсберийский), религиозно-философская историография (Отгон Фрейзингенский), философский эпос (Алан Лилльский); расцветают элегии, послания и дидактические поэмы в манере Овидия (Хильдеберт Турский, Марбод Реннский, Бальдерик Бургейльский), разрабатываются мифологические, сказочные и сатирические сюжеты («Александреида» Вальтера Шатильонского, «Изенгрим» Ниварда Гентского, «Зерцало глупцов» Нигела Вирекера); обновляется религиозная лирика (Адам Сен-Викторский), создается религиозная драма; наконец, по всей Европе распространяется оригинальная любовная и сатирическая поэзия вагантов.
- Позднее Средневековье (13-14 века): епископские школы оттесняются университетами, идеология духовенства испытывает воздействие бюргерства, осваивается переведенный с греческого и арабского языков Аристотель, и на этой основе подводится итог всей средневековой философии (Фома Аквинский), перерабатываются для массового читателя своды житий («Золотая легенда») и притч («Римские деяния»), усиленно развивается мистическая литература (Рёйсбрук Дивный, Фома Кемпийский).
- Возрождение (середина 14—16 веков.): латинская литература переходит из рук схоластов в руки гуманистов, распространяется культ древних классиков, латынь из общедоступного средства общения становится достоянием изысканно эрудированных стилистов, культурный центр смещается в Италию; виднейшие авторы этого периода — Ф.Петрарка, Дж.Ф.Браччолини, Я.Саннадзаро, П.Бембо, Иоанн Секунд, К.Цельтис, Эразм Роттердамс кий, У.фон Гуттен, Т.Мор и др.
- Начиная с 17 века латинская литература постепенно иссякает, сохраняясь лишь в поэтических упражнениях (от Дж.Милтона до Дж.Пасколи), в науке (Б.Спиноза, И.Ньюгон, М.В Ломоносов, Г.С.Сковорода), в обиходе католический церкви.