Комедия дель арте — что это, история возникновения, примеры, сюжеты и персонажи

Комедия дель арте — что это, история возникновения, примеры, сюжеты и персонажи Слова, термины и понятия на букву: К

Комедия дель арте, комедия масок — впервые понятие фиксируется в середине 18 века в «Комическом театре» К. Гольдони (1750), когда этот жанр в Италии уже начинает приходить в упадок. Ранее говорили об «импровизационной комедии», «комедии масок», «комедии дзанни».

Возникновение комедии дель арте

Понятие «комедия дель» арте можно трактовать как просто профессиональный вид зрелища (в противовес commedia erudita, т. е. ученой комедии). Комедия дель арте не обязательно носила собственно комический характер — здесь были представлены и героические, и пасторальные, и смешанные сюжеты.

Датой рождения комедии дель арте считается 1545, когда в Падуе восемь актеров подписали договор о создании совместной труппы. Главный элемент жанра — коллективное творчество актеров, которые выступали не только как исполнители, но и как авторы пьес, причем каждый вносил что-то новое, используя собственный «культурный багаж».

Происхождение комедии дель арте
Происхождение комедии дель арте

Организатор труппы являлся одновременно и драматургом, и постановщиком. Первая труппа была независимой, но впоследствии актеры все чаще прибегали к помощи власть имущих (особую поддержку комедии дель арте оказывали герцоги Мантуи и Феррары).

Свою деятельность они приспосабливали под жизненный уклад двора. Сюжеты брались из новелл, старинных комедий, а то и выдумывались. Среди них встречаются знаменитые бродячие сюжеты («Каменный гость»). Иногда использовался схематический костяк пьесы («сценарий»), на основе которого разыгрывались импровизации — их роль, впрочем, не следует переоценивать: импровизации скорее относились к репликам персонажей, чем к сюжетным ходам.

Интересный факт: театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII века, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра.

Материал по теме:  Остранение

Сценарии передавались из уст в уста или же циркулировали в рукописях. Первый их сборник был выпущен Фламинио Скала в 1611 (в него вошло 50 сценариев). В предисловии, написанном актером Франческо Андреини, сделан акцент как на развлекательном характере сценариев, так и на социальной направленности данного типа театрального творчества.

Примеры известных комедий дель арте

К наиболее известным комедиям конца 16 века относится «Алхимик» Бернардино Ломбарди (1583). В следующем столетии большим успехом пользовалась трагедия «Сила судьбы» Якопо Чиконьини (1577-1634), где любовь торжествует над «государственным интересом». Не менее знаменит был Джан Батиста Андреини (1578-1654), сын упомянутого Франческо Андреини. Он взял себе сценическое имя Лелио.

Им написано множество комедий и драм, где автор нередко опирался на традиционные комические структуры («Двое Лелиев-близнецов», 1622), прибегал к зрелищным постановочным эффектам. Особенно эффектна «Центавра» (1622), где не только смешаны различные жанры, но и появляются совершенно необычные персонажи — полулюди-полу-звери.

"Ученые комедии" Анджело Беолько послужили основой для комедий дель арте
«Ученые комедии» Анджело Беолько послужили основой для комедий дель арте

Андреини отдает дань и одному из излюбленных культурой барокко новозаветных образов — Марии Магдалине («Развращенная и покаявшаяся Магдалина», 1652), где сочетаются спиритуальность с чувственностью, но язык остается строгим и сдержанным. Шедевром Андреини считается пьеса «Две комедии в одной» (1623), которая построена по принципу «театр в театре» и весьма созвучна маньеристской и барочной сценической практике.

К числу наиболее знаменитых трупп следует отнести Ревнителей (Gelosi), организованную в 1568 в Милане и просуществовавшую около 40 лет. Именно в ней состояли самые яркие актеры первого поколения комедии дель арте. Французский король Генрих III увидел выступление труппы в Венеции и был так восхищен, что пригласил актеров немедленно выступить во Франции.

Сцена из комедии дель арте (художник Микеланджело Черквоцци)
Сцена из комедии дель арте (художник Микеланджело Черквоцци)
Материал по теме:  Трагедия рока

Комедия дель арте использовала опыт средневековых бродячих актеров. В ней важную роль играют акробатические трюки, имеющие именно ярмарочное происхождение. Само по себе использование смешных масок (преувеличенно большой нос, морщинистый лоб, лысина, накладные бороды) следует считать карнавальной традицией.

Интересный факт: к XIX веку комедия дель арте изжила себя, но нашла продолжение в пантомиме и мелодраме.

Иногда актеры начала 17 века создавали маски на основе гротескного заострения собственных черт. Таков созданный Андреини Капитан Спавенто. И здесь был важен не только комический эффект — маска раскрепощала исполнителя, развязывала ему язык, позволяла едко и беспощадно высмеивать современников. Правда, католическая Церковь и ученые-педанты осуждали актеров.

Основа сюжетов

В основе сюжетов комедии дель арте — семейные, воспитательные и даже политические проблемы (прославление венецианской знати или вольных немецких городов), но чаще всего то были любовные перипетии. При этом именно влюбленные не относились к фиксированным маскам и костюмы их варьировались в соответствии с господствующей модой.

Популярные персонажи

Всего в спектакле могло участвовать с десяток актеров. Маски составляли примерно половину из них. К самым древним и наиболее популярным маскам следует отнести Панталоне. Это скупой и сварливый купец, говорящий на венецианском наречии (внедрение диалектных элементов — одна из важных для комедии дель арте структурных составляющих), отличающийся сластолюбием.

Маски в комедии дель арте
Маски в комедии дель арте

Еще более популярен Арлекин — изначально бедняк (отсюда и костюм из отдельных кусочков ткани), потом стал более утонченным, закрепившись во французской пантомиме как изящный любовник или даже волшебник.

Материал по теме:  Традиция - определение, что такое, виды

Особой популярностью пользовался остроумный и некрасивый крестьянин, неаполитанец Пульчинелла (создавались даже специальные пьесы — «пульчинеллаты»). Он может быть отождествлен с русским Петрушкой. И Арлекин, и Пульчинелла относятся к типу комических слуг (дзанни), с их грубоватым народным юмором, хитростью и сметкой, которые обычно прячутся под маской наивности.

Популярные мужские персонажи северного квартета масок
Популярные мужские персонажи северного квартета масок

Не всегда, но часто дзанни родом из города Бергамо. Именно оттуда был Труффальдино, герой пьесы Гольдони «Слуга двух господ» (1745-53). Гольдони, противопоставлявший комедии дель арте — комедии характеров, переосмысливает традиции жанра и превращает маску в полнокровный, психологически убедительный образ.

Многие персонажи комедии дель арте (Доктор, Скарамуш, Коломбина, Тарталья) знакомы по пьесам-сказкам К. Гоцци «Ворон» (1761), «Любовь к трем апельсинам» (1761) и особенно «Турандот» (1762). Е. Б. Вахтангов и В. Э. Мейерхольд использовали традиции этого жанра в своих постановках.

Интересный факт: часто менялись сценарии комедии, но маска — значительно реже. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры и, играя его всю жизнь, дополнял своей артистической индивидуальностью.

Труппы итальянских комедиантов появились в России сравнительно поздно, в 1733-35 и пользовались успехом при дворе Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (особенно это относится к труппе Дж. А. Сакко). Впоследствии Арлекин, Пьеро и Коломбина вписались в русское балаганное действо. Художники объединения «Мир искусства» нередко включают этих персонажей в театрализованный мир своих полотен.

Николаев П.А.
Николаев П.А.
Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru
Задать вопрос
Вопрос эксперту
От чего произошло словосочетание «комедия дель арте»?
Николаев П.А.
Словосочетание «комедия дель арте» произошло от итальянского «commedia delFarte».
Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии