Классицизм — это художественное направление, зародившееся в эпоху Возрождения, занявшее, наряду с барокко, важное место в литературе 17 века и продолжающее развитие в эпоху Просвещения — вплоть до первых десятилетий 19 века.
Возникновение понятия «классицизм»
Прилагательное «классический» весьма древнее: еще до того, как получить свое основное значение в латинском языке, «classicus» означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Получив смысл «образцового», понятие «классический» стало прилагаться к таким произведениям и авторам, которые становились предметом школьного изучения, предназначались для чтения в классах.
Именно в таком смысле слово употреблялось и в Средневековье, и в эпоху Возрождения, а в 17 веке значение «достойный для изучения в классах» было закреплено в словарях (словарь С. П. Ришле, 1680). Определение «классический» применялось только к древним, античным авторам, но никак не к современным писателям, даже если их сочинения признавались художественно совершенными и вызывали восхищение читателей.

Первый, кто употребил эпитет «классические» по отношению к писателям 17 века, был Вольтер («Век Людовика XIV», 1751). Современный смысл слова «классический», значительно расширяющий список авторов, принадлежащих к литературной классике, начал складываться в эпоху романтизма. Тогда же появилось и понятие «классицизм». Оба термина у романтиков имели чаще негативную окраску: классицизм и «классики» противопоставлялись «романтикам» как устаревшая литература, слепо подражающая античности, — литературе новаторской (см.: «О Германии», 1810, Ж. де Сталь; «Расин и Шекспир», 1823-25, Стендаля).
Напротив, противники романтизма, прежде всего во Франции, стали употреблять эти слова как обозначение подлинно национальной литературы, противостоящей иноземным (английским, немецким) влияниям, определяли словом «классики» великих авторов прошлого — П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, Ф. Ларошфуко.
Интересный факт: высокая оценка достижений французской литературы 17 века, ее значение для становления других национальных литератур Нового времени — немецкой, английской и т. д. — способствовали тому, что этот век стали считать «эпохой классицизма», в которой ведущую роль играли французские писатели и их прилежные ученики в других странах.
Писатели, которые явно не вписывались в рамки классицистических принципов, оценивались как «отставшие» или «сбившиеся с пути». Фактически установились два термина, значения которых отчасти пересекались:
- «классический» — т. е. образцовый, художественно совершенный, вошедший в фонд мировой литературы;
- «классицистический» — т. е. относящийся к классицизму как к литературному направлению, воплощающий его художественные принципы.
Классицизм в 19-20 веках
Классицизм — понятие, вошедшее в историю литературы конца 19 — начала 20 века, в работах, написанных учеными культурно-исторической школы (Г. Лансон и др.). Черты классицизма прежде всего определялись из драматической теории 17 века и из трактата Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Его рассматривали как направление, ориентирующееся на античное искусство, черпающее свои идеи из «Поэтики» Аристотеля, а также как воплощающее абсолютистскую монархическую идеологию.

Пересмотр такой концепции классицизма и в зарубежном, и в отечественном литературоведении приходится на 1950-60-е: отныне классицизм стал трактоваться большинством ученых не как «художественное выражение абсолютизма», а как «литературное направление, пережившее период яркого расцвета в XVII веке, в годы укрепления и торжества абсолютизма» (Виппер Ю. Б. О «семнадцатом веке» как особой эпохе в истории западноевропейских литератур XVII век в мировом литературном развитии.).
Термин «классицизм» сохранил свою роль и тогда, когда ученые обратились и к не классицистическим, барочным произведениям литературы 17 века. В определении классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, строгую подчиненность правилам (так называемые «три единства»), равнение на античные образцы.

Зарождение и распространение классицизма связывали не только с укреплением абсолютной монархии, но и с возникновением и влиянием рационалистической философии Р. Декарта, с развитием точных наук, прежде всего математики.
В первой половине 20 века классицизм именовали «школой 1660-х» — периода, когда во французской литературе одновременно творили великие писатели — Расин, Мольер, Лафонтен и Буало. Постепенно его истоки выявились в итальянской литературе периода Возрождения: в поэтиках Дж. Чинтио, Ю. Ц. Скалигера, Л. Кастельветро, в трагедиях Д. Триссино и Т. Тассо.

Поиски «упорядоченной манеры», законов «истинного искусства» обнаружились в английской (Ф. Сидни, Б. Джонсон, Дж. Милтон, Дж. Драйден, А. Поуп, Дж. Аддисон), в немецкой (М. Опиц, И. Х. Готшед, И. В. Гёте, Ф. Шиллер), в итальянской (Г. Кьябрера, В. Альфьери) литературах 17-18 веков.
Интересный факт: основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны.
Заметное место занял в европейской литературе русский классицизм эпохи Просвещения (А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин). Все это заставило исследователей рассматривать его как одну из важных составляющих художественной жизни Европы на протяжении нескольких столетий и как одно из двух (наряду с барокко) главных направлений, заложивших основы культуры Нового времени.
Причины долговечности направления
Одной из причин долговечности классицизма было то, что писатели этого направления рассматривали свое творчество не как способ субъективного, индивидуального самовыражения, а как норму «истинного искусства», обращенного к общечеловеческому, неизменному, к «прекрасной природе» как постоянной категории. Классицистическое видение действительности, сформировавшееся на пороге Нового времени, обладало, как и барокко, внутренним драматизмом, но подчиняло этот драматизм дисциплине внешних проявлений. Античная литература служила для классицистов арсеналом образов и сюжетов, но они наполнялись актуальным содержанием.

Если ранний, ренессансный классицизм стремился к воссозданию античности путем подражания, то классицизм 17 века вступает в соревнование с античной литературой, видит в ней прежде всего пример правильного использования вечных законов искусства, пользуясь которыми можно суметь превзойти древних авторов (см. Спор о «древних» и «новых»).
Строгий отбор, упорядочивание, стройность композиции, классифицирование тем, мотивов, всего материала действительности, ставшей объектом художественного отражения в слове, были для писателей классицизма попыткой художественного преодоления хаоса и противоречий действительности, соотносились с дидактической функцией художественных произведений, с почерпнутым из Горация принципом «поучать, развлекая».
Излюбленная коллизия в произведениях классицизма — столкновение долга и чувства или борьба разума и страсти. Для классицизма характерно стоическое настроение, противопоставление хаосу и неразумию действительности, собственным страстям и аффектам способности человека если не к их преодолению, то к обузданию, на крайний случай — к одновременно драматическому и аналитическому осознанию (герои трагедий Расина).

Декартовское «мыслю, следовательно, существую» играет в художественном мироощущении персонажей классицизма роль не только философско-интеллектуального, но и этического принципа. Иерархия этико-эстетических ценностей обусловливает преимущественный интерес классицизма к нравственно-психологической и гражданской тематике, диктует классификацию жанров, деление их на «высшие» (эпопея, ода, трагедия) и «низшие» (комедия, сатира, басня), выбор для каждого из этих жанров специфической тематики, стиля, системы персонажей.
Классицизму присуще желание аналитически разводить по разным произведениям, даже художественным мирам, трагическое и комическое, возвышенное и низкое, прекрасное и уродливое. Одновременно, обращаясь к низким жанрам, он стремится их облагородить, например, убрать из сатиры грубый бурлеск, из комедии — фарсовые черты («комедия высокая» Мольера).
Поэзия классицизма устремлена к ясному выражению значительной мысли, смысла, она отказывается от изощренности, метафорической усложненности, стилистических украшений. Особенное значение в классицизме имеют драматические произведения и сам театр, способный наиболее органично исполнять одновременно нравоучительную и развлекательную функции.
Интересный факт: ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями.
В лоне классицизма развиваются и прозаические жанры — афоризмы (максимы), характеры. Хотя теория классицизма отказывается включать роман в систему жанров, достойных серьезного критического размышления, но на практике поэтика классицизма оказала ощутимое воздействие на популярную в 17 веке концепцию романа как «эпопеи в прозе». Она определила жанровые параметры «маленького романа», или «романической новеллы» 1660-80-х, а «Принцессу Клевскую» (1678) М. М. де Лафайет многие специалисты считают образцом классицистического романа.
Теория классицизма
Теория классицизма не сводится только к стихотворному трактату Буало «Поэтическое искусство»: хотя его автора справедливо считают законодателем классицизма, он был лишь одним из многих создателей литературных трактатов этого направления, наряду с Опицем и Драйденом, Ф. Шапленом и Ф. д’Обиньяком. Она складывается постепенно, переживает свое становление в спорах писателей и критиков, меняется с течением времени.

Национальные варианты классицизма также имеют свои отличия: французский — складывается в наиболее мощную и последовательную художественную систему, оказывает свое влияние и на барокко. Немецкий — напротив, возникнув как сознательное культурное усилие по созданию «правильной» и «совершенной», достойной других европейских литератур поэтической школы (Опиц), как бы «захлебывается» в бурных волнах кровавых событий Тридцатилетней войны и заглушается, перекрывается барокко.
Хотя правила являются способом удержать творческую фантазию, свободу в границах разума, классицизм понимает, как важно для писателя, поэта интуитивное прозрение, прощает таланту отступление от правил, если оно уместно и художественно эффективно («Самое малое, что следует искать в поэте, это умение подчинять слова и слоги определенным законам и писать стихи. Поэт должен быть…человеком с богатым воображением, с изобретательной фантазией» — Опиц М. Книга о немецкой поэзии. Литературные манифесты).
Постоянным предметом обсуждения в теории классицизма, особенно во второй половине 17 века, является категория «хорошего вкуса», трактовавшегося не как индивидуальное предпочтение, а как коллективная эстетическая норма, выработанная «хорошим обществом».

Вкус классицизма предпочитает многословию — лаконизм, туманности и сложности выражения — простоту и ясность, поражающему, экстравагантному — благопристойное. Основным его законом является художественное правдоподобие, которое коренным образом отличается от безыскусно правдивого отражения жизни, от исторической или частной правды.
Правдоподобие изображает вещи и людей такими, какими они должны быть, и связано с понятием нравственной нормы, психологической вероятности, благопристойности. Характеры в классицизме строятся на выделении одной доминирующей черты, что способствует их превращению в универсальные общечеловеческие типы. Его поэтика в своих исходных принципах противостоит барокко, что не исключает взаимодействия обоих литературных направлений не только в рамках одной национальной литературы, но и в творчестве одного и того же писателя (Дж. Милтон).
В эпоху Просвещения особое значение получает гражданский и интеллектуальный характер конфликта в произведениях классицизма, его дидактико-моралистический пафос. Просветительский классицизм еще активнее вступает в контакт с другими литературными направлениями своей эпохи, больше опирается уже не на «правила», а на «просвещенный вкус» публики, порождает различные варианты классицизма («веймарский классицизм» И. В. Гёте и Ф. Шиллера).
Интересный факт: в России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трёх штилей», которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку.
Развивая идеи «истинного искусства», классицизм 18 века больше других литературных направлений закладывает основы эстетики как науки о прекрасном, получившей и свое развитие, и само терминологическое обозначение именно в эпоху Просвещения. Выдвигавшиеся классицизму требования ясности слога, смысловой наполненности образов, чувства меры и нормы в структуре и фабуле произведений сохраняют свою эстетическую актуальность и в наши дни.



