Городской романс это жанровая разновидность русского романса, формирующаяся во второй половине 19 века на основе традиций русской народной песни, канта 18 века и так называемой «российской песни» — произведений для голоса в сопровождении, главным образом, фортепиано, написанных на русские поэтические тексты, обычно лирического содержания. Впервые термин «романс» начал использоваться в России в конце 18 века и обозначал музыкальное, поэтическое произведение для голоса в сопровождении фортепиано, реже арфы или гитары, причем оба термина «песня» и «романс» существовали параллельно, часто подменяя друг друга. Во второй четверти 19 века наметилась тенденция к разветвлению жанра романса на две ветви: «классический» («профессиональный») и «городской» («любительский»). Городской романс создавался любителями музыки на тексты народных песен, на собственные стихи или стихи малоизвестных авторов, реже — значительных поэтов и предназначался для домашнего и публичного исполнения.
Присущие городскому романсу обнаженность лирической темы, простота и доступность ее выражения, открытость чувств, доверительность интонации, незатейливость и напевность мелодии, близкой к народно-песенной и потому легко запоминающейся, обусловили его популярность у неподготовленной в музыкальном отношении аудитории. Создателями городских романсов второй половины 19 — начала 20 века были композиторы А.А.Алябьев, А.Е.Варламов А.Л.Гурилев, П.П.Булахов, A.И.Дюбюк, С.Л.Донауров. Среди наиболее популярных произведений этого жанра, бытовавших в те годы в России, — «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит…», 1853) Я.И.Полонского, «О, говори хоть ты со мной…»(1857) А.А.Григорьева, «Под душистою ветвью сирени…»(1857) В.В.Крестовского, «Дышала ночь восторгом сладострастья…» (1900) В.Мазуркевича, «Гори, гори, моя звезда…»(1930-е) В.П.Чуевского, «О, если б мог выразить в звуке…» (1920-е) Г.А.Лишина, «Только вечер затеплится синий…»(1916) А.Н.Будшцева.
В начале 20 века складывается разновидность городского романса — «жестокий романс», получивший свое название за ярко выраженный мелодраматизм и вобравший в себя интонации как русской народной песни, так и песни цыганской, с присущими ей динамичными ритмами и особенностями ладово-гармонической музыкальной структуры («Пара гнедых», 1870е, А.Н.Апухтина, «Дремлют плакучие ивы…», 1830е, А.Тимофеева). Традиция «самостоятельного распевания» поэтических текстов, захватившая второю половину 19 и начало 20 века, вызвала к жизни плеяду популярных исполнителей русского городского романса (Ю.Морфесси, B.Зорин, Саша Давыдов, Варя Панина, А.Д.Вяльцева, Н.В.Плевицкая).
Их песенноромансовый стиль, отличающийся теплотой, задушевностью, эмоциональной наполненностью, продолжили впоследствии П.Лещенко, В.Козин, И.Юрьева, Т.Церетели, Н.Брегвадзе, М.Шишков, В.Агафонов. В жанре городской романс, сочинял свои произведения А.Н.Вертинский, оригинальная исполнительская манера которого (декламационный стиль пения) оказала существенное влияние на развитие русского романса второй половины 20 века и песенного творчества поэтов, писавших свои стихи для исполнения под гитару (Б.Окуджава). Во второй половине 20 века городской романс во многом приобретает черты романса «салонного», исполняющегося «для себя», «для близкого круга».