Герой литературный это действующее лицо в литературном произведении, а также носитель точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей.
Типы героев
По степени участия в ходе событий и по степени близости их автору или авторской заинтересованности литературного героя может быть «главным» или «второстепенным».
Интересный факт: «Ромео и Джульетта» — Уильям Шекспир. Джульете было 14 лет, Ромео — 16 лет, а маме Джульетты, сеньоре Капулетти, на момент событий, описанных в пьесе, было 28 лет.

Иерархия героев
Произведение, особенно эпическое и драматическое, всегда содержит иерархию изображенных лиц, так что лица «второго плана» воспринимаются как «служебные», необходимые не сами по себе, а для понимания лиц «первого плана». Именно с лицами первого плана связан так называемый «наивный реализм» восприятия и проистекающие из него споры с героями, а то и суд над ними.
Литературный герой часто не ограничивается, с одной стороны, от типа — когда последнему приписывается нормативное для всякого образа единство индивидуального и общезначимого, с другой стороны — от характера, когда таковым считается всякое изображение человека в словесном искусстве.
Интересный факт: Робин Гуд — Александр Дюма. По легенде, Робин Гуд отбирал у богатых и раздавал награбленное бедным. Однако прозвище Гуд вовсе не означает «хороший», как может показаться на первый взгляд, ведь по-английски оно пишется Hood и переводится как «капюшон, скрывать капюшоном», который является традиционным элементом одежды Робина Гуда.
Нивелирующую роль играет, очевидно, понятие «образ», разграничительную — понятие «персонаж», под которым обычно подразумевается:
- «субъект действия»;
- «действующее лицо»;
- «субъект речи».
Персонаж и литературный герой
Персонаж может быть отличим от литературного героя по степени участия в действии — как второстепенное действующее лицо и как субъект высказываний, не доминирующих в речевой структуре произведения. Второй критерий особенно важен в произведениях эпистолярной, исповедальной и дневниковой формы или в случаях с героями-резонерами в эпике, где у них может не быть сюжетных функций.
Интересный факт: «Приключения Тома Сойера» — Марк Твен. Том Сойер работал калифорнийским пожарником и спас Марку Твену жизнь на Миссисипи. Том Сойер и Марк Твен крепко подружились, а в знак своей привязанности писатель присвоил имя Тома Сойера своему литературному персонажу.
В лирике кроме основного субъекта речи и носителя лирического события, которого считают литературного героя, но не персонажем («лирическое «я»», «лирический герой»), выделяют также: «героя ролевой лирики», то-есть, в сущности, персонажа — субъекта речи, чье высказывание для автора — не средство, а предмет изображения.
Характер может быть противопоставлен типу как индивидуализированный персонаж — неиндивидуализированному или как персонаж, в котором раскрыт «внутренний» аспект, то-есть побудительные причины поведения и поступка, духовная «самодеятельность», — персонажу, показанному лишь «извне», через поведение и поступок.