Элегический дистих это античная строфа из двух стихов – гекзаметра и пентаметра. Поэтическая форма, образованная на основе древнегреческой речитативной лирики, распространённая в античной поэзии с VIII-VII вв. до н. э.
Строение элегического дистиха
Элегический дистих возник в античном метрическом стихосложении и состоит из двух строк:
- дактилического гекзаметра с восходящей мелодикой в первом стихе;
- дактилического пентаметра с нисходящей мелодикой во втором стихе, который повторяет первую часть гекзаметра до цезуры (ритмической паузы).

В гекзаметре цезура подвижная, в пентаметре – устойчивая и разделяет стих на две ровные части. Каждому элегическому двустишию присуща законченная интонационная структура. Восходящий ритм первого стиха противопоставляется нисходящему ритму во втором, на что указывал древнеримский поэт Овидий: «Пусть моя работа поднимается на шесть шагов, а возвращается на пять». Строки элегического дистиха изначально не рифмовались.
Метрическая схема элегического дистиха
— U | — U | — U | — U | — u u | — —
— U | — U | — || — u u | — u u | —
«-» обозначает долгий слог, «u» – краткий слог, «U» – один долгий слог или два кратких слога.
Пример элегического дистиха
Небом желал бы я быть, звездным всевидящим небом,
Чтобы тебя созерцать всеми очами его.
(Платон; перевод А. Н. Майкова)
Логическая структура
В древнегреческой поэзии пентаметр применялся в сочетании с гекзаметром – главным размером античного метрического стихосложения. «Героический» гекзаметр, как правило, использовался в эпической поэзии, поэтому в первой строке элегического дистиха автор повествовал о событиях, а во второй описывал свои чувства, связанные с этими событиями, позиционируя лирику по отношению к эпосу. Таким образом, в элегической поэзии автор излагает личные переживания, в отличие от эпической, которая часто основывается на коллективных знаниях.
Элегический дистих представляет собой логически законченное выражение, поэтому форма используется как в малых жанрах, т. е. в виде отдельного сочинения (эпиграммы), так и в качестве строфы больших жанров. В античной литературе элегический дистих использовался преимущественно в элегиях (отсюда и название – «элегический дистих»), хотя встречается также в эпиграммах, эпитафиях, посланиях, хвалебных стихотворениях, дидактическом эпосе («Наука любви», «Героиды» Овидия) и др.
Происхождение
Предполагается, что элегический дистих – самая древняя форма эподической поэзии (форма, в которой второй стих составляется в ответ или как комментарий к предыдущему). Форма появилась в ионийских панихидах, при чём название «элегия» произошло от греческого elegeia (elegos – печаль, плач). Следовательно, форма изначально использовалась для похоронных, скорбных, печальных песен, которые исполнялись под аккомпанемент авлоса – духовного музыкального инструмента.
Элегический дистих в античности
Первые элегические двустишия возникли в Древней Греции в VIII-VII вв. до н. э. Греческий поэт Архилох расширил тематику элегической поэзии, применяя эту стихотворную форму в произведениях на темы войны, путешествий, философии. В дальнейшем элегический дистих применялся во всей лирической поэзии как средство выражения эмоций. Элегическим дистихом писали древнегреческие лирические поэты: Тиртей, Симонид, Солон, Феогнид, Платон, Аристотель.
В эллинистический период элегический дистих стал излюбленной формой поэтов Александрийской школы, которые предпочитали малые элегические формы, в отличие от длинных эпических произведений, и использовали дистих для коротких эпиграмм.

Основатель Александрийской школы Филит Косский стал первым великим элегическим поэтом эллинистического периода. Его современник и яркий представитель александрийской поэзии Каллимах обнародовал идею о том, что элегия, более короткая и лаконичная, чем эпические формы, не менее совершенна, и оказал сильное влияние на творчество римских лириков.
Как и многие греческие формы, элегический дистих переняли римские поэты. Элегические двустишия в древнеримской литературе часто любовные и мифологические по своей природе. Великие элегические поэты римской эпохи – Цицерон, Катулл, Проперций, Тибулл, Корнелий Галл, Овидий и др.
Из-за структуры, подходящей для создания риторического эффекта, элегический дистих также использовался для оформления текстов остроумного, юмористического и сатирического содержания («Эпиграммы» Марциала, «Сатирикон» Петрония). Таким образом, элегический дистих – популярная форма древнегреческой и римской поэзии.
Элегический дистих в Новое время
Элегический дистих освоен поэзией эпохи Возрождения и классицизма. В подражание античным авторам создавались стилизации и переводы древнегреческих и латинских произведений. Римский поэт Марциал (І в.) назвал 13-ю книгу эпиграмм «Ксении». Знаменитые немецкие поэты И. В. Гёте и Ф. Шиллер использовали это название для совместного сборника из 414-ти двустиший иронического содержания («Ксении»; 1797).
В русской литературе элегический дистих распространился с XVIII века в сочинениях онтологического характера. С середины XIX века – в юмористических стихах. Форму элегического дистиха унаследовали русские поэты А. С. Пушкин («Царскосельская статуя», «На перевод Илиады»), А. А. Дельвиг («Купидону»), А. А. Фет («Кусок мрамора»), О. Э. Мандельштам («Подражание новогреческому») и др. Для обозначения элегического дистиха также применяется термин «дистих».



