Детектив

Детектив — это художественное произведение с особым типом построения сюжета, в основе которого лежит реализованный в раскрытии преступления конфликт добра и зла, разрешающийся победой добра. Детектив возникает на основе сюжетной модели авантюрного, но использует традиционные приемы для постановки и разрешения принципиально иного конфликта.

В одном из первых детективных рассказов — «Убийство на улице Морг» (1841) Э. А. По — конфликт добра и зла развивается в рамках религиозного сознания (созданный по образу и подобию Божьему человек и несущий зло зверь — исполинский орангутанг), но широкое распространение детектив получает именно с ослаблением религиозных начал в обществе, когда этические конфликты выходят на первый план и появляется потребность в утверждении могущества добра и его обязательной победы в борьбе со злом.

Детектив в этом смысле выполняет определенную «защитную» функцию и поэтому становится одним из самых популярных типов массовой литературы. Ключевыми в системе персонажей детектива являются три героя — жертва, преступник и сыщик, причем в противостоянии двух последних реализуется конфликт зла и добра, а жертва в большинстве случаев не участвует в конфликте непосредственно и поэтому не должна вызывать ни антипатии, ни сострадания у читателей.

Расширение системы персонажей идет либо за счет появления «свидетелей», способствующих раскрытию преступления, либо за счет введения ряда «мнимых» преступников — тех, на кого падает подозрение в злодействе. Задача сыщика заключается не только в изобличении преступника, но и в оправдании невиновных.

В качестве дополнительного конфликта в детективе часто используется столкновение глупости и ума: противопоставление глупого сыщика и умного сыщика, либо умного сыщика и его недалекого помощника. В зависимости от того, что, по мнению автора и социума, которому адресовано произведение, призвано стоять на защите добра — разум, пресса, вера или власть — меняется социальный статус сыщика: это может быть полицейский, журналист, пастор, частный детектив.

Материал по теме:  Трилогия

Комозиция сюжета детектива

Композиция сюжета детектива строится по центростремительному принципу: все сюжетные линии, внешне мало связанные в начале произведения, должны сойтись в финале в рамках единой развязки.

Ключевыми и обязательными становятся две линии развития сюжета, в основе одной из которых лежит конфликт преступника и жертвы (совершение преступления), а в основе другой — конфликт преступника и сыщика (раскрытие преступления), причем чаще всего они развиваются в произведении не последовательно, а параллельно, как бы «навстречу» друг другу: первая обнаруживается в рамках второй, хотя развязка первой является лишь экспозицией для второй.

Завязкой второй линии служит обнаружение преступления, а затем в процессе расследования постепенно вырисовывается картина преступления, которая полностью восстанавливается лишь в развязке в момент изобличения преступника.

Принцип «совпадения» двух сюжетных линий предопределят жесткие критерии отбора изображаемых явлений действительности: все, не соответствующее двум линиям одновременно, отбрасывается, за исключением специальных «тормозящих» или «отвлекающих» элементов.

Кажущаяся неразработанность характеров в детективе — следствие однотипности столкновений, в которых он раскрывается. На деле встречающийся схематизм объясняется не принципами детектива, а художественным уровнем произведения.

В лучших детективах писателями был создан ряд ярких типов сыщиков: С. Огюст Дюпен (Э. А. По), папаша Табаре и Лекок (Э. Габорио), Шерлок Холмс (А. Конан-Дойл), Рультабий (Г. Леру), пастор Браун (Г. К. Честертон), Эркюль Пуаро и мисс Марпл (А. Кристи), Ниро Вульф (Р. Стаут), Перри Мейсон и Дональд Лэм (Э. С. Гарднер), комиссар Мегрэ (Ж. Сименон).

Материал по теме:  Стихотворение в прозе

Не менее значительными являются в детективе подчас и типы злодеев, их жертв, а также других участников событий; именно на одинаковой степени разработки характеров преступника подлинного и преступников мнимых построены романы А. Кристи (1890-1976).

Обязательные черты

Для детектива обязательным является мотив тайны, загадки. При этом в отличие от мистики в детективе предполагается заранее, что тайна носит не абсолютный, а относительный характер, будучи следствием сочетания объективных обстоятельств и некоего злого умысла, а ее разрешение возможно и посильно для человека, способного собрать воедино рассеянную по частям информацию и правильно осмыслить ее.

В детективе часто видят гимн человеческому разуму, решающему любую загадку и стоящему на защите добра в борьбе со злом, тем более что этому соответствует и установка многих авторов, начиная с Э. По, воспевавшего «аналитические способности нашего ума».

В «аналитических» детективах обычно есть элемент игры с читателем, которому сообщают всю ту информацию, которой владеет сыщик, и предлагают решить загадку раньше главного героя. Однако острый ум не обязательное качество для сыщика, герои могут разгадывать загадки благодаря своей активности, силе, ловкости, пронырливости, настойчивости (Дж. Х. Чейз, М. Спиллейн. Г. Макдоналд), благодаря везению или стечению обстоятельств (И. Хмелевская).

Жанровые формы детектива многообразны: есть детективная драматургия, детективные рассказы, повести, романы, создаются психологические, приключенческие, социальные, сатирические, иронические детективы. Во второй половине 20 века бурно развивается так называемый «экшн».

Часто используется принцип циклизации, когда пишется целая серия произведений, объединенных общим образом сыщика.

От детективов необходимо отличать полицейские и уголовные романы, изображающие мир полицейских или мир преступников как одну из социально-бытовых сфер, а также социально-психологические романы, использующие криминальные сюжеты («Преступление и наказание», 1866, Ф. М. Достоевского), и авантюрную прозу, для которой характерен принципиально иной тип конфликта, в том числе произведения о похождениях удачливых преступников («Похождения Рокамболя», 1859, П. А. Понсона дю Террайля, цикл об Арсене Люпене М. Леблана).

Материал по теме:  Экстраваганца - определение, что такое, понятие

В то же время в ряде случаев в детективах используется «обман читателя» — сознательное нарушение канонической схемы (расследование ведет сам преступник, преступление является мнимым, преступниками оказываются все подозреваемые). При этом нарушение обнаруживается лишь в момент развязки, а до тех пор повествование соотносится автором и читателями с каноном.

Детектив в России и СССР

В России и в СССР детектив утверждается сначала главным образом как псевдопереводная литература: анонимный «Нат Пинкертон», «Месс-Менд» (1924-25) Джима Доллара (М. Шагинян), а затем складывается особый тип советского детектива, получивший распространение и в других социалистических странах, в котором конфликт добра и зла рассматривается в рамках противоречий антагонистических классов, а потом трансформируется в трактуемый в соответствии с господствующей идеологической установкой конфликт социального и антисоциального. Антагонистические противоречия сохраняются на уровне противоборства двух систем и в литературе отражаются в шпионском детективе.

В советской литературе послевоенных лет известность получили книги А. Г. Адамова, Ю. С. Семёнова, братьев А.и Г. Вайнеров; в постсоветское время выделяется цикл А. Марининой, где традиции советского «милицейского» детектива сочетаются с элементами французского полицейского романа.

Слово детектив произошло от английского detective — сыщик и от латинского detectio, что в переводе означает — раскрытие.

Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии