Деревенская проза

«Деревенская проза» это одно из ведущих направлений русской литературы советского (послесталинского) периода; берет начало в публицистических очерках о селе В.Овечкина «Районные будни» (первая часть в 1952), Е. Дороша «Деревенский дневник» (1954-62), а также в программной статье Ф. Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» (1954) и первом романе его будущей тетралогии — «Братья и сестры» (написан 1951, опубликован 1958), в ранних рассказах В. Астафьева и первых произведениях «лирической прозы» — «Владимирские проселки» (1957) В.Солоухина. Формирование художественных и нравственных основ «деревенской прозы» связано с ранними произведениями А.Солженицына «Матренин двор» (1959), «Захар-Калита» (1965), «Один день Ивана Денисовича» (1962). «Деревенская проза» представлена произведениями: «Привычное дело» (1966) В.Белова, «Братья и сестры» (1958) Абрамова, «Последний поклон» (1957-92) и «Царьрыба» (1972-75) Астафьева, «Калина красная» (1973), «Характеры» (1973) и «Беседы при ясной луне» (1974) В.Шукшина, «Из жизни Фёдора Кузьмина» (1966) и «Мужики и бабы» (1977) Б.Можаева, «Усвятские шлемоносцы» (1977) Е.Носова, «Последний срок» (1970), «Прощание с Матерой» (1976) В.Распутина. В 1990-х мировая русистика охарактеризует «Деревенскую прозу» как «наиболее состоявшееся (с эстетической и идеологической точки зрения) литературное направление» (Parthe, X).

Материал по теме:  Структурализм - определение, что такое, специфика, направления, понятие структуры

«Деревенской прозе» свойственна специфическая типология героя, позволяющая выделить образы «хранителей древностей» (вековечных ценностей народной мудрости) и образы «вольных людей» типа Егора Прокуцина в «Калине красной» Шукшина — героев, во многом живущих наперекор общепринятым нормам, вразрез с традиционными крестьянскими устоями. Писатели-деревенщики внесли свой вклад в модификацию канонических жанров оды, пасторали (современная пастораль «Пастух и пастушка», 1971, Астафьева), сказки («До третьих петухов», 1975, Шукшина), романа (романхроника Белова «Кануны», 1972-76). Развитие получают сказовые формы, «повествования в рассказах» с вставными притчами, легендами («Царьрыба» и «Последний поклон» Астафьева). Наряду с такими крупномасштабными полотнами, как тетралогии Ф. Абрамова «Братья и сестры», нередко предпочтение отдается жанру лирической миниатюры.

Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма, истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии