Большое время это категория сравнительно-исторической поэтики, активно используемая в современной философии культуры и культурологии, основополагающее понятие философско-эстетической концепции М.М.Бахтина, разрабатываемое им с конца 1930-х — начала 1940-х. В активный литературоведческий и культурологический оборот термин «большое время» входит после публикации «Ответа на вопрос редакции «Нового мира» (1970), в котором оно предстает залогом постижения «новых смысловых глубин»: «Произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, то есть в большом времени, притом часто (а великие произведения — всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности».
Концепция большого времени формируется у Бахтина как закономерный результат активного погружения в проблемы социологической, позднее — сравнительно-исторической поэтики. Исследование исторического движения романного жанра в социокультурном контексте эпохи, анализ различных сторон творчества Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, И.В.Гёте, Ф.Рабле требовал своего рода «единого знаменателя», сводящего в общем литературно-историческом и культурном пространстве Рабле и Гоголя, «мениппову сатиру», «сократический диалог» и «полифонический роман». Интуитивно ощущая, но еще не формулируя окончательно большое время в качестве устоявшегося понятия своей эстетики, Бахтин в наброске, посвященном «страшному и смешному у Гоголя» (первая половина 1940-х), фактически подходит к определению характера его возникновения: «Произведение никогда не рождается в голове автора и тогда, когда оно пишется, оно не определяется часом и местом своего непосредственного рождения».
Особого внимания заслуживает анализ Бахтиным процесса становления и развития романа, своего рода «большого жанра», существующего исключительно в большом времени («Из предыстории романного слова», 1940; «Эпос и роман (О методологии исследования романа)», 1941). С понятием «большое время» у позднего Бахтина непосредственно связаны такие категории, как «творческое понимание» и «вненаходимость» («Из записей 1970-1971 годов», «К методологии гуманитарных наук», 1974).