Бестиарий это жанр средневековой дидактической литературы, представляющий собой каталог реальных и вымышленных животных с описанием некоторых их свойств, в ряде случаев — с их символическим истолкованием. Наибольшую популярность получил в 12-13 веках. Источником бестиария стал «Физиолог» — анонимное собрание текстов на греческом языке о животных, растениях и минералах, появившееся в Александрии около 2-3 века; его основу, в свою очередь, составили наблюдения авторов классической древности и восточные предания, обработанные в духе сближения их с христианской традицией. Будучи своего рода естественнонаучной энциклопедией, «Физиолог» преследовал и дидактические цели: воспитание христианской нравственности через раскрытие символического смысла явлений. В 4 веке «Физиолог» переводится на латинский язык и проникает в Западную Европу; со временем его переводят на национальные языки.
Через Болгарию в 10—11 веке он приходит на Русь. Текст «Физиолога» постоянно перерабатывался и дополнялся. К концу 12 в. порядок глав, обусловленный символикой, сменяет зоологическая классификация; большее значение приобретает познавательная направленность; увеличивается в 2-3 раза количество глав, которых изначально было 49; добавляется идущее от Исидора Севильского (7 век) этимологическое толкование названий животных, устанавливающее характерное для средневекового ума соотношение между смыслом имени и свойствами его носителя; постепенно исчезают главы о минералах. «Физиолог» превращается в бестиарий — дань восхищенного изумления мудрости Творцу и божественной упорядоченности мироздания.
В 12 веке бестиарий получает автора: его стихотворную версию на старофранцузском языке создает Филипп Танский. В начале 13 века трувер Гийом Нормандский (ле Клерк) пишет бестиарий в стихах. Появляется и новая разновидность: 1250 амьенский каноник Ришар де Фурниваль, соединив приемы изображения животных и традицию любовной лирики труверов, пишет «Бестиарий любви», подменяя христианскую символику эротической. К 13 веку относится и итальянский «Нравоучительный бестиарий» в форме сонетов. Автор одного из позднейших бестиариев — Леонардо да Винчи (1452-1519). Бестиарий был популярен в Европе до 17 века;
Бестиарий в России
На Руси его известность невелика. Среди русских бестиариев 16-17 веков — «Сказание по буквам о птицах и зверях», «Дамаскина и Феодора Студита собрание от древних философ о неких собствах естества животных», «Сказания о диких людях, также о животных, птицах и пр.». Став для последующей литературы основным источником христианской животной символики и эмблематики, сравнений и поэтических образов, питая басенную традицию, сыграв большую роль в формировании литературы для детей, бестиарий, с его богатством изобразительного материала, оказал значительное влияние на искусство оформления книг о животных, отразился в народном декоративно-прикладном творчестве и лубке. Традиции бестиария продолжают жить в «Естественных историях» (1896) Ж.Ренара, «Книге зверей плохого ребенка» (1896) Х.Беллока, «Бестиарии, или Кортеже Орфея» (1911) Г.Аполлинера, антиутопии Дж.Оруэлла «Скотный двор» (1945), «Книге вымышленных существ» (1978) Х.Л.Борхеса.
Слово бестиарий произошло от латинского bestiarium, bestia, что в переводе означает — зверь.