Бессоюзие, или асиндетон это стилистическая фигура, при которой ряд однородных элементов синтаксической единицы оформлен без использования союзов; средство усиления выразительности речи.
Бессоюзие в стилистике относится к фигурам убавления.
Значение бессоюзия в литературе
Бессоюзие употребляется в прозаических и по преимуществу поэтических текстах и представляет собой приём, при котором союзы, объединяющие однородные члены или составные части сложного предложения, намеренно опускаются. Таким образом, ряд однородных элементов, составляющих синтаксическую единицу, строится по принципу перечисления с отсутствием союзов.
Бессоюзие придает выражению сжатие и краткость, усиливает интонационную выразительность, динамичность, стремительность, ритмичность, экспрессивность художественной речи.
Пример бессоюзия:
Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
(А. С. Пушкин)
Истоки и распространение асиндетона
Практика использования бессоюзия в литературе восходит к античным риторическим традициям. Великие древнегреческие ораторы Лисий, Эсхин, Демосфен, выдающиеся римские риторы Цицерон, Квинтилиан достигали остроты и лаконичности высказывания посредством избегания служебных частей речи.
Способом отсутствия союзов построено знаменитое выражение древнеримского полководца Юлия Цезаря о его быстрой победе над боспорским царём Фарнаком ІІ: «Veni, vidi, vici» («Пришел, увидел, победил»).
Бессоюзие широко распространено в устном народном творчестве. На приёме основаны многие пословицы и поговорки: «Век живи – век учись», «Делу время, потехе час» и т. д.
В европейской литературе стилистическая фигура бессоюзия наиболее часто относится к поэтическим текстам барокко.
В настоящее время асиндетон служит средством деловой речи – по принципу перечисления и бессоюзной связи оформлены реестры, перечни, списки.
Сочетание бессоюзия с другими приёмами
В литературе применяется сочетание асиндетона с противоположным ему приёмом – полисиндетоном, т. е. в пределах одной синтаксической конструкции происходит совмещение бессоюзия и многосоюзия.
Пример сочетания бессоюзия и многосоюзия:
«Существует не просто один испанский, или один итальянский, или один немецкий язык, или даже три немецких: старый верхненемецкий, средний верхненемецкий и так далее…» (Г. Гессе).
Часто встречается взаимодействие асиндетона с градацией, при котором ряд однородных элементов обретает нарастающую интонацию и последовательность: «Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слёз» (Ф. М. Достоевский).
Синтаксическая организация бессоюзия обуславливает его функциональную и смысловую связь с такими стилистическими фигурами, как эллипсис и амплификация.
Слово асиндетон произошло от греческого asyndeton, что в переводе означает бессоюзие.