Базош

Замок Базош Б
Замок Базош
Замок Базош

Базош – это французское объединение судебных клерков, возникшее в Париже в XIV веке.

Происхождение названия объединения Базош

Название корпорации произошло от бывшего королевского замка (с греческого basilica – королевский дворец), в здании которого находилось высшее французское судебное учреждение – парламент. Клерки базош являлись судебными чиновниками, в противовес советникам парламента или королевского суда. В 1303 г. король Франции Филипп IV Красивый (1268-1314 гг.) наделил объединение Базош преимущественным правом моралите – нравоучительных религиозных и светских представлений, из которых возникли фарсы и соти. Литературные и театральные жанры, пропагандируемые братством Базош, послужили началом сатирической и аллегорической комедии во Франции.

История возникновения общества Базош

Общество базошей назвало себя «королевством Базош», а своего руководителя, соответственно, – «королем», что обусловлено традицией средневековых объединений брать королевский титул. В состав объединения входили канцлер, который при короле Генрихе ІІІ (1551-1589 гг.) заменил титул короля, королевские казначеи, нотариусы, священники и другие, аналогичные французскому королевству, должностные лица.

Наряду из судейскими делами, объединение писарей и молодых юристов работало над драматическими постановками, появлению которых способствовали средневековые студенческие маскарады, а также инсценировки вымышленных судебных процессов в полукомической форме. Изначально ставились пьесы, содержащие судебные процессы и споры, к примеру, наиболее известный французский фарс из судебной тематики – «Адвокат Пьер Патлен», написанный в 1470 году принадлежащим к обществу Базош автором, имя которого осталось неизвестным. Членом братства также являлся автор фарса «La cornette» 1545 г., королевский нотариус Жан д’Абонданс.

Материал по теме:  Брёменская группа

Вследствие использования базошами приема осмеяния пороков, их драматические представления резко переходят в сатиру. Аллегорическо-сатирический характер сценических постановок обозначал использование театральных жанров моралите и соти (c французского sotie — дурачество), сатирико-комический – фарса. Публичные выступления общества Базош в театре, основанном братством страстей Господних, сопровождались острой сатирой, насмешками, осуждениями и зачастую были направлены к королевской и церковной властям, что привело к ограничению свободы их выступлений с 1442 года, а в 1476 г. и вовсе запрету их спектаклей. После ухода из жизни французского короля Людовика IX в 1483 году деятельность Базоша возродилась и общество просуществовало в Париже до Великой французской революции.

Слово «Базош» произошло от французского Basoche и от латинского basilica, что в переводе означает — базилика, судебное здание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма; истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: