
Балладная опера это жанр комической оперы, возникнувший в Великобритании в XVIII в., процветавший также в западноевропейских странах: Италии, Франции, Германии и Испании.
Происхождение балладной оперы
Балладная опера исходит из диалогической оперы и английской сатирической комедии, название образовалось вследствие использования в ней ирландских, английских и шотландских народных баллад для музыкальных номеров. В силу комедийности жанра, кроме баллад, для арий использовались церковные песни, оперные арии, а также отрывки музыкальных произведений знаменитых композиторов.
В балладной опере разговорные сцены сменяются народными или написанными в фольклорном духе песнями и танцами. Балладная опера как жанр представляла собой сатирическую комедию, содержащую пародию на придворную итальянскую оперу-сериа и высмеянное придворных нравов. Представители жанра утверждали народные и бытовые мелодии.
Первая балладная опера «Благородный пастух» была написана шотландским поэтом А. Рэмзи в 1725 г. Пьеса пасторального характера, основанная на мелодиях шотландских народных баллад, являлась знаковой в музыкальной жизни Шотландии, где в те времена преобладала итальянская и французская опера, и послужила образцом для английских последователей жанра.
Классическим произведением жанра считается сатирическая балладная опера о жизни низших кругов Англии в ХVIII в. «Опера нищего» (1727 г.), которую поставили английские композиторы Д. К. Пепуш и Дж. Гей в 1728 г. в Лондоне. Сюжет произведения возник из идеи Дж. Свифта о написании ньюгейтской пасторали.
Пьеса «Опера нищего» состояла из остроумных пародий на чуждые английскому духу итальянские оперы Г. Ф. Генделя, из сатиры на современные общественные и политические порядки в аранжированных песнях.
Пример балладной оперы
Чужое позорить занятье —
От века привычка людей.
Всегда, хоть они и собратья,
Им видится в ближнем злодей.
Попы адвокатов ругают.
Попов адвокаты бранят.
Вельможный министр полагает,
Что он не бесчестней меня.
(отрывок из «Оперы нищего», перевод П. В. Мелковой)
Развитие балладной оперы
Произведение «Опера нищего» увенчалось большим успехом и оказало существенное влияние на европейскую оперу последующих веков: способствовало появлению австро-немецкого музыкально-драматического жанра «зигшпиль»; по его образцу было создано более ста балладных опер в XVIII-XIX вв., среди которых значатся: «Черт на свободе, или Превращенные женщины» (1731 г.) и «Быть беде!» (1731 г.) Ч. Коффи, «Опера Граб-стрита, или У жены под башмаком» (1731 г.) Х. Филдинга, «Дуэнья» (1775 г.) Р. Б. Шеридана, «Трехгрошовая опера» (1928 г.) Б. Брехта и К. Вейля, а также редакции «Оперы нищего» Ф. Остина и Б. Бриттена в 1920 г. и 1948 г. соответственно, и др.
Продолжением произведения «Опера нищего» Дж. Гея и И. К. Пепуша является балладная опера «Полли» (1729 г.), поставленная лишь в 1777 г.
Балладная опера произошла от английского: ballad opera.