Автор – это творец, сочинитель, разработчик, создатель уникальной идеи, художественного произведения, научной работы и т. д.
Суть и предназначения автора
Суть и предназначения автора обуславливаются его вненаходимостью, отстраненностью как от вымышленного мира, так и от присущей этому миру реальности. Касательно этого убеждения, автор противопоставляется прежде всего с героем. Но одновременно с этим, являясь производителем художественной действительности, высшей ступенью, ответственной за целый органичный мир эстетического сочинения, ему необходимо быть отдаленным от своей индивидуальности и персонажей, задействованных в своем творении.
Интересный факт: Чехов был большой выдумщик на псевдонимы, чего стоят только лишь «человек без селезёнки» и «брат моего брата». Не менее интересные имена он придумывал жене Ольге Леонардовне: последняя страница моей жизни, актрисулька, змея, крокодил души моей. Животным тоже доставалось от Чехова. Ручному мангусту, привезённому им из Цейлона он дал кличку Сволочь. Ещё несколько чеховских псевдонимов: Шампанский, Гайка № 6, Гайка №9, Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Грач.
Понятия авторства
В истории трактовки понятия авторства меняются периоды и течения:
- период античности, Средневековье – теория неразделенности автора и исполнителя, эта дуалистическая личность представляет собой посредника, который соединяет творческую силу с читателем;
- период предромантизма, романтизма — идея гения, отождествляющая авторскую личность, объединяющую индивидуальную и эстетико-творческую сущность, гению-творцу, который подобный Богу. Произведение, отображающее концепцию гения, — одна из вероятных воплощений личной творческой силы автора;
- классический реализм и постреалистические течения конца XIX – начала XXI вв. — идея имманентного (внутреннего) авторства, которая предусматривает вероятность и потребность читателя реконструировать целостность художественной воли как части структуры эстетического пространства, созданного ею.
Интересный факт: Известно, что Гоголь писал стоя, Чехов садился за письменный стол строго в выходном костюме, Чарльз Диккенс, создавая шедевры, всегда был обращён лицом к северу, а Александр Куприн, как говорят, любил писать полностью обнажённым.
Обозначенные периоды и характерные им концепции понятия авторства взаимосвязаны общими подходами, что обусловило появление теории «внежизненной активности автора-творца» М. М. Бахтина. «Внежизненная активность» автора относительно своего героя, интерес к нему аналогичны отношениям Бога-творца с человеком. Это определяется тем, что внутри жизни не видны ни действительные, ни семантические ее итоги. Очертить жизненные границы персонажа, ограничить пространственные рамки текста и тем самым охватить мир художественного произведения можно только снаружи, при полном сознании присутствующих жизненных итогов. Например, любовное начинание в жизни возможно как уже состоявшееся.
Соответственно выводам Бахтина, вненаходимость является важным условием для обобщения цельного контекста, состоящего из окружений разных героев. Вненаходимость не отрицает вчувствования – процесса, когда автор как творец проникается жизнью своих персонажей, что не связано с чувствами автора-человека. Совместимы также биография персонажа и автора, но никак не допускается слияние автора-творца и автора-человека.
Интересный факт: В России установлено 300 памятников Александру Пушкину, а всего в мире насчитывается 670 гранитных или бронзовых солнц русской поэзии. Это абсолютный рекорд по количеству памятников русскому писателю.
Автор и герой
Порой, под образом героя кроется сам автор, как, например, в прославленном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1832 года, в главном герое которого можно узнать самого Пушкина. Это свидетельствует о наличии литературной игры, которая не более действительна, чем история о персонажах, которые ищут автора из пьесы Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора», вышедшей в 1921 году.
Творческим актом является превращение обычного человека в творца, выход индивидуума из простой жизни, равнозначный смерти, возрождение его совершенно в иной действительности – творческой среде и времени. Творец становится созданием другой природы: внутренняя отрешенность от житейской обыденности посвящает его в искусство.
Следовательно, с помощью постижения личности автора можно намного глубже понять и проникнуться текстом, отражающим созданный писателем мир и исходящую из него действительность.



