Арзамас, «Арзамасское общество безвестных людей» это литературный кружок в Петербурге (1815-18; иногда собирался в Москве), объединивший сторонников литературных реформ Н.М.Карамзина и противопоставивший себя «Беседе любителей русского слова». Образ «Арзамаса» был создан в кульминационный момент давней полемики карамзинистов и литературных «архаистов»: пьеса «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (пост. 23 сентября 1815 в Петербурге) А.А.Шаховского, высмеивавшая слезливого «балладника Фиалкина» (т.е. В.А.Жуковского), вызвала сатиру «Видение в какой-то ограде» (1815) Д.Н.Блудова, где был изображен будущий «Арзамас» — «общество друзей литературы, забытых Фортуною и живущих вдалеке от столицы», которые собирались «по назначенным дням в одном Арзамасском трактире».
Деятельность «Арзамаса» была пронизана духом игры и пародии: все его участники имели прозвища, заимствованные из баллад Жуковского (К.Н.Батюшков — «Ахилл», Блудов — «Кассандра», А.Ф.Воейков — «Дымная печурка», П.А.Вяземский — «Асмодей», Д.В.Дашков — «Чу!!!», Д.В.Давыдов — «Армянин», Жуковский — «Светлана», М.Ф.Орлов — «Рейн», А.С.Пушкин — «Сверчок», B.Л.Пушкин — «Вот», А.И.Тургенев — «Эолова арфа», C.С.Уваров — «Старушка» и др.), ритуалы «Арзамаса» травестировали торжественные собрания «Беседы…», а тексты «кощунственно» применяли к борьбе «Арзамаса» и «Беседы…» библейские и христианские понятия («Арзамас» — «Новый Иерусалим» и ковчег, на котором спасаются от «потопа» «Липецких вод» Шаховского; жареный арзамасский гусь—травестия Святого Духа; «таинства» «Арзамас» — аналог христианских таинств; собрания «Беседы…» — ад или сатанинский шабаш). Литературное творчество арзамасцев (речи, сатиры, пародии, послания), культивировавшее принцип и идеал «галиматьи», по своему значению вышли за рамки чисто литературной полемики, достигнув доселе небывалой в русской литературе степени комизма. Попытки будущих декабристов Н.И.Тургенева и Орлова, вступивших в «Арзамас» в 1817, придать его деятельности серьезный характер, успеха не имели.