Антономазия это троп, основанный на переименовании: применении собственного имени вместо нарицательного или нарицательного в значении собственного. Стилистический приём, состоящий в образном иносказательном обозначении предмета или явления. Антономазия в стилистике является разновидностью метонимии.
Происхождение
Антономазия известна с античности. Традиция использования иносказаний вместо прямых названий предметов, или замены истинных именований равнозначащими словами, восходит к древнегреческой мифологии, где аналогами имён богов и явлений служили их характерные свойства и качества. К примеру, под обозначением «колебатель земли» полагался верховный морской бог Посейдон.

Древние ораторы применяли антономазию с целью украшения речи, усиления её образности, выразительности, зашифрованности. Употребление нарицательных имен вместо собственных обусловлено также избеганием повторов одного наименования, уклонением от настоящих имен, которые не могут быть названы. Например, в определении «разрушитель Карфагена» намеренно упущено имя, под которым подразумевается римский военачальник Сципион, в словосочетании «глава Римских Ораторов» имеется в виду выдающийся философ Цицерон.
Особым пристрастием к тропу славился греческий поэт Ликофрон, который насыщал свою речь переименованиями и признавал, что пишет загадки.
Ранние образцы антономазии содержатся в религиозных текстах, где синонимами имени «Христос» выступают «Спаситель», «Всевышний», «Сын Божий» и т. д.

Виды антономазии
С морфологической точки зрения антономазия заключается во взаимозамещении имен собственных и нарицательных. В зависимости от способа образования тропа различают следующие виды антономазии:
- употребление собственного имени в качестве нарицательного. Пример: «Геркулес» в значении «сильный», «Крез» – «богатый»;
- употребление имени нарицательного вместо собственного. Пример: «философ» вместо «Аристотель», «поэт» вместо «Гомер»;
- название потомка именем предка народа. Пример: «Славен» вместо «славяне»;
- применение имя отечественного вместо собственного. Пример: «Пелеев сын» вместо «Ахилл», «сын Тидея» вместо «Диомед», «новый человек из Арпина» вместо «Цицерон», «троянин» вместо «Эней»;
- замена местоимения собственным именем. Пример: Овидий дал себе прозвище «Назон», которое употреблял вместо местоимения «я» в поэзии.
Антономазия в художественной речи
Стилистический приём антономазии широко распространен в художественном языке, особенно свойственный поэзии.
Великий русский поэт А. С. Пушкин нередко применял переименования. В его стихотворении «N. N.» («Я ускользнул от Эскулапа…», 1826 г.) собственное имя «Эскулап» употребляется в значении нарицательного «врач».
В литературе часто встречается антономазия, в которой имя писателя выражено через его отношение к произведению. К примеру, оборот «автор романа «Преступление и наказание» указывает на Ф. М. Достоевского, «автор романа «Мастер и Маргарита» – на М. А. Булгакова.
Источниками многих антономазий являются яркие литературные образы. Имена персонажей У. Шекспира стали нарицательными обозначениями человеческих качеств: «Отелло» – «ревнивец», «Ромео и Джульетта» – «безумно влюбленные». С распутником и обольстителем отождествляется имя героя многих художественных произведений «Дон Жуан».
Современное значение
Многие мифологические и литературные антономазии сохранились и используются до сих пор. К примеру, современное образное иносказательное название сна «Морфей» – имя древнегреческого бога сновидений.
Кроме того, приём широко применяется в географических описаниях, например «страна восходящего солнца» употребляется как аналог «Японии».
Антономазия представляет собой значимое явление не только художественной, но и публицистической, разговорной речи, поскольку использование тропа даёт возможность лаконично, остроумно, красноречиво выражать мысли, подчёркивая при этом существенные особенности наблюдаемых явлений.
Другое, латинское по происхождению, название антономазии – «прономинация» (от лат. pronominatio).



