Акцентный стих

Акцентный стих А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» А
Акцентный стих А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Акцентный стих А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Акцентный стих это главный вид тонического стихосложения, построенного на равном количестве метрических ударений в строках. В отличие от дольника и тактовика, в которых ширина междуударных интервалов составляет 1-2 слога и 1-3 слога соответственно, между ударными слогами акцентного стиха допускаются произвольные промежутки, больше 3 слогов. Акцентный стих основан на рифме.

Акцентный рифмованный стих пришел на смену аллитерационному стиху древней кельтской и германской поэзии, который предусматривал начало как минимум двух слов в строке с одного звука; акцентный стих с отсутствием рифмы принято считать свободным, или верлибром.

Истоки создания акцентного стиха лежат в устной стихотворной форме, народной поэзии ХVII века до тех пор, пока на смену тоническому стихосложению не пришло силлабическое, предусматривающее равность количества слогов между строками, а не ударений и места их расположения.

Акцентный стих был широко распространен в фольклоре. Самый старый его вид – раёшник — часто использовался в народной поэзии. Произведение А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» в 1830 году написано раешным стихом.

После использования акцентного стиха А. С. Пушкиным, эта стихотворная форма нашла свое отражение в конце ХІХ-начале ХХ веков в творчестве З. Н. Гиппиус, А. А. Блока, Андрея Белого, особенный вклад в поэзию сделали М. А. Кузмин, Саша Черный, В. В. Маяковский, Г. Ф. Шершеневич, С. А. Есенин, Е. Б. Рейн, Й. А. Бродский.

Материал по теме:  Автоним

Пример акцентного стиха

В. В. Маяковский «Хорошо»
В. В. Маяковский «Хорошо»

Классическим примером акцентного стиха является октябрьская поэма В. В. Маяковского «Хорошо» 1927 года.

Время-
      вещь
	  необычайно длинная,-
были времена-
	     прошли былинные.
Ни былин, 
	 ни эпосов, 
 		   ни эпопей.
...

В период своего нового расцвета в 1910-1920 годах акцентный стих имел исключительно рифмованную форму, поэты, склоняющиеся к акцентному стиху и тоническому стихосложению в целом, считали присутствие рифмы в стихе обязательным и не создавали «свободных», лишенных рифмы, стихотворений. Особое внимание уделял рифме В. В. Маяковский, который считал ее наиболее значительной частью стиха и доказывал это.

В современном творчестве примером акцентного стиха, обычно в форме тактовика, есть рэп.

Слово акцентный произошло от латинского ассеntus, что в переводе означает ударение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями
Николаев П.А.

Российский литературовед, специалист в области теории литературы, методологических проблем реализма; истории эстетики и литературоведения. Постоянный автор Литературного портала litpr.ru

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: